пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Английский реализм XIX века. Творчество Ч. Диккенса и У.Теккерея

.

Понятие о критическом реализме.

 

Реализм – (от лат. realis, вещественный) – художественный метод в искусстве литературы. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нём менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.

Новый тип реализма складывается в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Дикенса, Теккерея в Англии, в России – А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм потому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я».

Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX века не означает, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами. Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их энтузиастическая вера в победу добра над злом.

Подъем в странах Запада рабочего движения, формирование в 40-х годах XIX века марксизма не только оказывают влияние на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности с позиций революционного пролетариата.

Критический реализм, продолжавшийся развиваться в русской литературе и на Западе, в XX веке получили дальнейшее развитие, при этом претерпев существенные изменения. В критическом реализме XX века на Западе более свободно усиливаются и перекрещиваются самые различные влияния, в том числе некоторые черты нереалистических течений XX века, что не исключает борьбы реалистов против нереалистической эстетики.

Современником Диккенса и одним из крупнейших английских писателей-реалистов был Вильям Мейкпис Теккерей.
Мировоззрение Теккерея формировалось в период 30—40-х годов, в период подъема чартистского движения в Англии. В его лучших вещах — в «Книге снобов» (1847) и знаменитом романе «Ярмарка тщеславия» (1848)—отразились настроения широких народных масс Англии, поднявшихся на борьбу за свои права.
Теккерей — писатель-сатирик. Его сатира основана на присущем ему глубоком убеждении в противоестественности и несостоятельности буржуазного строя. И хотя, так же как и Диккенс, Теккерей не был сторонником революционных преобразований, но он понимал закономерность и справедливость народного возмущения. Его глубоко правдивые и сатирически острые произведения способствовали расшатыванию устоев буржуазной цивилизации.
Нельзя не заметить вместе с тем, что круг тем, к которым обращался Теккерей, более узок, чем в романах Диккенса. Почти во всех своих произведениях Теккерей описывает жизнь господствующих классов общества; он не обращается к изображению жизни народа, не создает значительных образов людей из народной среды.
Во многом это объясняется тем, что с этой стороной жизни Теккерей был недостаточно знаком. А это в свою очередь явилось одной из причин усиливающегося с годами пессимизма писателя.
И если по силе и остроте социальной критики Теккерей не уступает Диккенсу, то в его произведениях нет места оптимизму, который в такой большой степени присущ многим романам его великого современника и который был органически связан с последовательным демократизмом автора «Домби и сына» и «Тяжелых времен».
В романах Теккерея проявились присущие ему скептицизм и горькая ирония; они придают его произведениям пессимистическое звучание. Но непреходящее значение творчества Теккерея заключается в той правде жизни, которая встает со страниц его книг и помогает людям в их борьбе за ее изменение.
Жизнь и литературная деятельность. Вильям Теккерей родился в Индии, в Калькутте, где в течение ряда лет жила семья его отца, служащего Ост-Индийской компании. Осиротев в шестилетнем возрасте, будущий писатель был отправлен в Англию. Здесь он учился в школе, а затем в течение двух лет в Кембриджском университете. После отца Теккерей унаследовал значительное состояние, что дало ему возможность в ранней молодости жить в соответствии со своими стремлениями и склонностями. Он увлекался литературой и живописью. В будущем он видел себя художником. После длительного заграничного путешествия (Теккерей побывал в Германии и Франции) он вновь возвращается в Лондон. Внезапное разорение заставляет его подумать о заработке. Теккерей обращается к деятельности журналиста и художника-карикатуриста. Вскоре основным делом его жизни становится литературный труд. Однако интерес к живописи он не утрачивает. Многие из своих произведений Теккерей иллюстрировал сам. Свою литературную деятельность Теккерей начал как журналист, выступив в первой половине 40-х годов как автор многочисленных сатирических очерков и заметок, пародий и остроумных карикатур на злободневные общественно-политические темы. Его произведения печатались на страницах известного юмористического еженедельника «Панч».
Молодой Теккерей неизменно остроумен и смел в своих выпадах против современного ему буржуазного общества. Он обращается к важным проблемам внутренней и международной политики, осуждает британский милитаризм и поднимает свой голос в защиту угнетенной Ирландии, критикует монархию Луи-Филиппа и решительно осуждает постоянную, но не способствующую улучшению положения в стране борьбу английских парламентских партий вигов и ториев.
Неистощимый на выдумки, Теккерей создает многочисленные и разнообразные пародии. Он осмеивает в них эпигонов реакционного романтизма и писателей, создающих произведения, далекие от правды жизни, пародирует труды буржуазных историографов.
Уже в ранних вещах проявилась большая проницательность Теккерея и прозвучало решительное осуждение мира буржуазных дельцов и тунеядцев.
В 1847 г. Теккерей завершил «Книгу снобов», а в 1848 году — свое лучшее произведение, сделавшее его знаменитым не только в Англии, но и далеко за ее пределами,— роман «Ярмарка тщеславия».
Перу Теккерея принадлежит большое количество произведений. Он является автором многих рассказов, сатирических повестей, романов из жизни современной ему Англии («Ярмарка тщеславия», «Пенденнис», «Ньюкомы»), исторических романов («Генри Эсмонд», «Виргинцы»), интересной работы литературно-критического характера «Английские юмористы XVIII века».
Период расцвета творчества Теккерея приходится на вторую половину 40-х годов. Он начинается выходом «Книги снобов». Роман «Ярмарка тщеславия» является идейно-художественной вершиной творчества писателя. С середины 50-х годов в литературной деятельности Теккерея начинается новый этап, характеризующийся упадком его реализма.
Наметившийся уже отчасти в «Пенденнисе» (1848—1850) и заметно обострившийся в «Ньюкомах» (1853—1855), этот процесс с годами усиливался. Он был обусловлен социально-исторической обстановкой в стране и характером мировоззрения писателя. В произведениях 40-х годов, созданных в период подъема чартистского движения, и прежде всего в «Ярмарке тщеславия», социальная критика Теккерея, его реалистические обобщения достигают наибольшей силы Однако уже и в эти годы Теккерей был убежденным противником рабочего движения. Страстный обличитель буржуазно-аристократического общества уживался в нем с защитником капиталистической системы. С годами эти противоречия углубляются, что особенно ясно проявилось в его поздних романах («Приключения Филиппа», 1862, и «Дени Дюваль», 1864).

«Ярмарка тщеславия». Одним из ярких проявлений снобизма Теккерей считал тщеславие. В нем видел он характерную черту эпохи и убедительно раскрывал в своих романах ту внутреннюю связь, которая существует между тщеславием и культом денег в буржуазном обществе.
«Ярмарка тщеславия» — не только название одного из романов Теккерея; в этих словах обобщен символически тот порок, который дает тон всей буржуазной жизни. И не случайно современную ему Англию писатель сравнивает с огромной ярмаркой, где все продается и все покупается.
Тщеславие, утверждает Теккерей, единственное бродило современной жизни. Если бы устранили тщеславие, пишет Теккерей в предисловии к «Ярмарке тщеславия», вся жизнь распалась бы: «Дома наши превратились бы в пещеры, и мы ходили бы в лохмотьях; процентные бумаги страшно упали бы в цене; все торговцы в городе разорились бы. Вино, восковые свечи, съестные продукты, румяна, кринолины, брильянты, парики и безделушки в стиле Людовика XIV... словом, все услады жизни полетели бы к черту». Свои романы Теккерей посвящает показу того, как действует это бродило — тщеславие, как влияет оно на человеческую жизнь, на судьбу и характер каждого героя в отдельности. Он показывает, что жизнь каждого отдельного человека — это сплошная цепь удач или поражений на «ярмарке тщеславия», это вечная борьба за место на ярмарке жизни.
Однако моральные категории отнюдь не являются определяющими для Теккерея. В «Ярмарке тщеславия», написанной в год европейской революции 1848 года, как и в «Книге снобов», он выступает с резкой критикой существующих социальных порядков. Вместе с тем в этом произведении отчетливо проявилась ограниченность взглядов Теккерея. Понимая закономерность освободительной борьбы народных масс, обусловленной бедственным положением трудящихся, Теккерей испытывал страх перед рабочим движением. Он не верил в его положительные результаты. И не случайно в «Ярмарке тщеславия» Теккерей не обращается к теме народа, ограничивая рамки своего реалистического полотна изображением жизни буржуазно-аристократических слоев общества. Подзаголовком «Ярмарки тщеславия» становятся слова «Роман без героя» — слова, приобретающие принципиальное значение, если учесть, что подлинным героем Англии середины 40-х годов был поднявшийся на борьбу народ. Оставаясь до конца верным жизненной правде, Теккерей не мог найти подлинного героя для своего романа в изображаемой им среде. Дальше того символического образа революционного потопа, сметающего со своего пути все преграды, который был создан им в одном из очерков «Книги снобов», Теккерей в своем творчестве уже не пошел.
Основное внимание автора «Ярмарки тщеславия» сосредоточено на критическом изображении английской буржуазии и дворянства. И в этом отношении роман Теккерея — одно из крупнейших достижений английского критического реализма.
Длинной вереницей проходят перед читателями буржуазные дельцы и помещики, члены парламента и дипломаты, знатные лорды и чиновники. Все они живут соответственно бесчеловечным законам «ярмарки тщеславия». В этом мире достоинство человека определяется величиной его капитала. Снобизм пропитал все поры общества и диктует людям свои законы и нормы поведения. И хотя они явно противоречат принципам человечности, герои «Ярмарки тщеславия» воспринимают их как вполне естественные.
Своеобразна форма подачи материала в романе Теккерея. Действующих лиц своего повествования он сравнивает с марионетками, а себя с кукольником, приводящим их в движение. Это дает возможность автору принимать самое непосредственное участие в происходящем, позволяет ему стать одним из участников разыгрывающейся кукольной комедии. Кукольник делает замечания по поводу поступков героев-марионеток, дает свои оценки, в ряде отступлений высказывает свои суждения.
Жанр романа Теккерея можно определить как роман-хронику. Жизнь героев показана в нем на протяжении нескольких десятилетий — начиная с юности и кончая старостью. Один из русских критиков XIX века — Дружинин, посвятивший Теккерею ряд статей, говоря о своеобразии английского романиста, писал: «Романы Теккерея — сама жизнь, настоящая, часто серая и неприглядная, но действительная жизнь со всеми ее мелочами, сцеплениями случайных и не случайных фактов... Поэтому-то ни один из романов Теккерея не кончается, как это принято у других романистов, а скорей прерывается. Вам кажется, что автор мог бы повествовать до бесконечности, что его роман мог бы течь так же долго и непрерывно, как не прерывается общая жизнь». В композиционном отношении романы Теккерея — важное достижение английского реализма. Умение передать жизнь в ее движении и развитии, раскрыть процесс становления характера я показать самую непосредственную зависимость его от социального окружения — все это свидетельствует о большой силе таланта писателя. Мир живых людей предстает в виде галереи марионеток, действующих на подмостках ярмарочного балагана. Однако искусство «кукольника» Теккерея так велико, что он без труда заставляет читателей забыть об условности избранного им остроумного приема и силой своего таланта в игре послушных его воле марионеток позволяет увидеть реальные отношения людей буржуазного общества.
В центре внимания писателя — судьба двух молодых девушек, двух подруг — Бекки Шарп и Эмилии Сэдли. Обе они заканчивают один и тот же пансион. С этого и начинается роман: за подругами закрываются двери пансиона, их выпускают в жизнь. Но судьба, которая их ожидает, совершенно различна. Эмилия Сэдли — дочь богатых родителей, которые ее ждут с нетерпением, они позаботятся об устройстве ее судьбы; под крылышком родителей ей будет житься тепло и уютно; она спокойно уезжает из пансиона, радуясь счастливой перспективе.
Бекки Шарп — сирота, о ее судьбе некому позаботиться, кроме нее самой. Момент выхода из пансиона — это начало ее трудной жизни, борьбы за свое счастье. И для этой борьбы она немедленно вооружается необходимым оружием. Она не останавливается ни перед какими обманами, интригами, ни перед какими бесчестными поступками, лишь бы добиться желанной цели: быть богатой, блистать в обществе, жить в свое удовольствие. Бекки — эгоистична и жестока, бессердечна и тщеславна. Теккерей беспощаден в изображении похождений этой ловкой авантюристки, но вместе с тем всей логикой своего произведения он убедительно доказывает, что окружающие ее люди ничем не лучше. Как и она, они ловчат и обманывают, лицемерят и, не задумываясь, предают ближнего во всех тех случаях, когда это сулит им выгоду. Бекки отнюдь не исключение. Она одна из многих. Только она умнее и находчивее тех, кто ее окружает. Богатство открывает ей двери высшего общества, разорение бросает ее на дно жизни. Деньги заставляют людей смотреть на ее пороки сквозь пальцы. Но утратив их, Бекки утрачивает с таким трудом завоеванное ею место на «ярмарке тщеславия».
Противопоставляя Бекки Эмилию, Теккерей рисует в образе последней вполне добродетельное и добропорядочное существо. Однако в описаниях ангелоподобной Эмилии звучит нескрываемая ирония. Она ограниченна и ничтожна. И она не менее эгоистична, чем любой из участников представления на «ярмарке тщеславия».
Стоит познакомиться хотя бы с одним романом Теккерея, чтобы почувствовать, что его подход к людям совершенно иной, чем у Диккенса. Источником оптимизма Диккенса, как было уже сказано, являются его демократические симпатии. Выводы Теккерея о жизни более безнадежны. Уже в «Ярмарке тщеславия» начинает звучать тема «суеты сует». Для него труднее решение двух вопросов: первый из них — вопрос о соотношении добра и зла, который так легко разрешал Диккенс, во всяком случае в первый период своего творчества. Для Диккенса было бесспорно, что добро в жизни всегда побеждает. И второй вопрос, который для Диккенса также был прост и ясен,— это вопрос о положительном герое. Своих положительных героев Диккенс находил в среде простых людей — тружеников. Перед Теккереем эти проблемы встают как неразрешимые.
Теккерей высоко ценил Диккенса. Но тем не менее у него были серьезные расхождения с ним по вопросам творческого метода. У Теккерея есть целый ряд интересных высказываний по литературно-теоретическим вопросам, направленных прямо против Диккенса, и они носят явно полемический характер. Теккерей протестует против того, что некоторые романисты имеют обыкновение заканчивать свои романы счастливым соединением героя с героиней, причем предполагается, что после этого соединения наступает мир, тишина и счастье. Вот что он пишет по этому поводу: «Обыкновенно романист, после того как герой и героиня благополучно минуют брачный барьер, опускает занавес, словно драма закончена, все сомнения и борьба преодолены и супругам остается, причалив в страну супружества, брести, нежно обнявшись и ...потихоньку к старости, наслаждаясь счастьем».
Здесь звучит явная ирония. Сам Теккерей отнюдь не принадлежит к числу тех романистов, которые опускают занавес тогда, когда герой и героиня вступают в счастливый брак. О Теккерее можно, как и о Бальзаке, сказать, что он срывает «все сентиментально-трогательные покровы» с буржуазного брака. Примером может служить история семейной жизни как Бекки Шарп, так и Эмилии Сэдли. Традиция заканчивать романы счастливой развязкой совершенно была чужда Теккерею. Счастливый конец, по его мнению, только обманывает читателя.
На эту тему у Теккерея есть интересное высказывание. И хотя он не говорит в нем прямо о Диккенсе, но по существу полемизирует именно с ним.
Заканчивая роман «Ньюкомы», Теккерей сожалеет о том, что он не может уподобиться тем романистам, которые всегда умеют хорошо закончить свое произведение и перенести читателя в волшебную страну, «в которой, что хочешь, то и случается; порочные люди умирают, когда нужно... бедняки получают наследство... лягушка лопается от злости и зависти, лисица попадает в капкан... Поэт, воспевающий эту волшебную страну, и карает и милует неограниченно: он щедро наделяет мешками золотых монет, на которые ничего не купишь, осыпает злодеев палочными ударами, от которых никому не больно; приписывает героине сверхъестественную красоту... и в заключение соединяет героя с героиней и объявляет их счастливыми отныне и вовеки. Ах, блаженная, безобидная область фантазии, где все это возможно!»
К поэтам, которые так свободно себя чувствуют в стране фантазии, Теккерей себя не причисляет. Для него вопрос о «хорошем конце» совсем не решается так просто. Иногда Теккерей, заканчивая свой роман, пытается наградить своих героев. Так, в «Ярмарке тщеславия» капитан Доббин постоянством своих чувств заслуживает любовь Эмилии и после долгих лет тщетных надежд и молчаливого обожания становится ее мужем. Однако это не принесло ему того счастья, о котором он мечтал. Когда читатель закрывает последнюю страницу романа, он вспоминает не о благополучии, которого в конце концов удостоились добродетельные герои Теккерея, а о той длинной веренице надежд, разочарований, невзгод и страданий, через которые они прошли.
Принципиальное значение приобретает и вопрос о положительном герое в творчестве Теккерея. Оставаясь верен жизненной правде, писатель до конца правдив в своих оценках людей буржуазно-аристократического общества. Среди них нет героя, достойного занять центральное место в повествовании и стать достойным примером для остальных. И если сопоставить Бекки Шарп и капитана Доббина, то добродетели последнего не могут уравнять собой пороков Бекки. Доббин — хороший, честный человек; писатель глубоко симпатизирует ему, но вместе с тем он прекрасно понимает, что человек гипа Доббина не может стать героем большого романа. Для Теккерея «герой» — не только главное действующее лицо романа. Для него это нечто большее, это тот, кто не только занимает центральное место в произведении, но кто способен стать моральным примером для читателя. Теккерей не питает никаких иллюзий в отношении Доббина, который в лучшем случае способен терпеливо ждать милостей от судьбы, но отнюдь не способен бороться за свое счастье. Теккерей прав, считая, что такие люди не могут быть выдвинуты в качестве активной преобразующей силы общества.
Т%


28.05.2014; 21:02
хиты: 104
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь