В 20-е годы XIX века романтизм во Франции складывается как ведущее направление в искусстве

Представители данного направления активно разрабатывали теорию романтической литературы и романтической драмы. Романтики резко выступали против классицизма

Важнейшим драматургом, чьё творчество было связано с этим направлением в искусстве, был Виктор Гюго

  Виктор Мари Гюго (1802-1885)

Начал творческую деятельность с 14 лет. В этом возрасте написал несколько неопубликованных пьес. Занимался переводом Вергилия. Уже в раннем возрасте Гюго был удостоен нескольких премий за свои стихотворения и поэмы

На творчество Гюго, как и многих других романтиков, огромное влияние оказала фигура Шатобриана (один из основателей французского романтизма)

Гюго проявил себя и на политической арене, был известен как лидер республиканизма, и даже сослан в ссылку из-за своих политических убеждений

Для театра Гюго написал большое количество пьес:

«Кромвель» (1827)

«Эми Робсарт» (1828, опубликована в 1829)

«Эрнани» (1830)

«Марион Делорм» (1831)

«Король забавляется» (1832)

«Лукреция Борджиа» (1833)

«Мария Тюдор» (1833)

«Анджело, тиран Падуанский» (1835)

«Рюи Блаз» (1838)

«Бургграфы» (1843)

«Торквемада» (1882)

«Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты» (1886)

 

Другим не менее известным драматургом-романтиком был Александр Дюма

    Александр Дюма (1802-1870)

Французский писатель, драматург и журналист

Стать драматургом Дюма мечтал с детства. В возрасте 20 лет писатель не имея ни денег ни связей переезжает в Париж, где ему удаётся получить место в Пале-Рояле, в канцелярии при герцоге Орлеанском. В Париже Дюма часто посещал театры, пытаясь таким образом освоить ремесло драматурга. В 1825 г. вместе со своим другом Лёвеном Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», который был принят к постановке театром Амбигю

Следующая пьеса Дюма «Генрих III и его двор» была поставлена на сцене Комеди Франсез. Успешную премьеру этой пьесы в 1829 принято считать вехой, ознаменовавшей победу романтизма в театра, ранее считавшемся оплотом классицизма

Дюма умел держать внимание публики от первого до последнего акта. Пьесы Дюма пользовались огромным успехом у публики и приносили автору немалый доход.

Многие из пьес Дюма являлись драматургическими переработками его романов

Помимо уже упомянутых Дюма принадлежат так же пьесы:

«Кристина» (1830)

«Антони» (1831)

«Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции» (1831)

«Тереза» (1831)

«Нельская башня» (1832)

«Анжела» (1835)

«Кин, гений и беспутство» (1836)

«Калигула» (1837)

«Мадемуазель де Бель-иль» (1837)

«Мушкетёры» (1845)

«Молодость Людовика XIV» (1854)

«Лесничие» (1858)

«Воспитанницы Сен-Сирского дома» (1843)

«Вампир»

А также несколько пьес, до сих пор не переведённых на русский язык

 

 Представителем романтизма во французской драматургии являлся также Альфред де Виньи

   Альфред де Виньи (1797-1863)

Наряду с Гюго был одним из основателей французского романтизма

Происходил из аристократической семьи

В раннем творчестве находился под влиянием Андре де Шенье

Виньи дебютировал в печати со статьёй о Байроне и поэмой «Бал» в журнале, который издавал Виктор Гюго

В конце 20-х годов Виньи переводит пьесы Шекспира «Венецианский купец» и «Отелло»

Затем начинает создавать оригинальные драматические произведения

 

Характерным для французской театральной культуры этого периода было существование двух противостоящих друг другу групп театров:

- театров привилегированных, пользовавшихся поддержкой государства. Ведущим из них был Комеди Франсез

- так называемых бульварных театров

Комеди Франсез посещала в основном аристократическая публика. Репертуар данного театра отличался консервативностью

После Великой Французской Буржуазной революции пришедшее к власти Национальное собрание в числе своих первых законов издаёт закон о том, что любой гражданин Франции имеет право открыть свой собственный театр. Это естественно вызвало бурный всплеск и за один только на окраинах Парижа появилось 350 новых театров. Все они располагались в основном в районе больших бульваров, за что и получили название бульварных

Эти театры ориентировались на самого широкого зрителя

Самими известными среди них были – Порт-Сен-Мартен, Амбигю-Комик, Гете.

Бульварные театры стали своего рода театральными лабораториями, в которых создавалась новая драма. В стенах этих театров формируются также наиболее известные актёры-романтики – Леметр, Дорваль, Бокаж

 

Основные черты, свойственные актёрскому искусству эпохи романтизма:

- отсутствие условно-напевной декламации, речь, приближенная по манере к обычной повседневной речи

- эмоционально экспрессивная и ритмически разнообразная речь

- динамичная, более реалистичная пластика  (в отличие от классицистской)

- они стремились не к внешней красивости, а к тому, чтобы донести до зрителей сложный духовный мир изображаемого персонажа, передать его эмоциональное состояние и сделать зрителя сопричастным происходящему на сцене

 

Наиболее значительным французским актёром-романтиком был Фредерик Леметр

    Фредерик Леметр (1800-1876)

Настоящее имя – Антуан Луи Проспер Леметр

Великий французский романтический актёр

Выступал на сценах бульварных театров Парижа в самых разнообразных амплуа (от комедийных до драматических)

Начинал свой творческий путь Леметр на подмостках театра Варьете-Амюзант на бульваре Тампль

В дальнейшем актёр работал в театрах Фюнамбюль, Одеон, Амбигю-комик, Порт-Сен-Мартен и др.

Среди поклонников его таланта были Гюго, Бальзак, Диккенс

Лучшие роли Леметра:

- Робер Макер (мелодрама Бенжамена Антье «Постоялый двор Андре»). 1823 год

- Жорж Жермани (мелодрама Дюканжа «Тридцать лет, или Жизнь игрока»). 1827 год

- Рюи Блаз (одноимённая драма Виктора Гюго). 1838 год

- Папаша Жан (мелодрама Пиа «Парижский тряпичник»). 1847 год

Шатобриан (1768—1848). К философам и реакционным публицистам французского романтизма примкнул целый ряд писателей. Одним из наиболее типичных представителей реакционного романтизма во Франции является Ф. Р. Шатобриан.
Перед французской революцией Шатобриан, отпрыск родовитой дворянской семьи, приехал ко двору Людовика XVI. Возмущенный распущенностью нравов, царившей там, Шатобриан высказывает мысль о необходимости принять меры, которые улучшили бы существующее положение вещей. Но начавшиеся революционные события 1789 года очень быстро отбрасывают его далеко на правый фланг. Революция его ужасает, и он сразу же становится ее врагом, эмигрирует из Франции и присоединяется к армии принца Конде, которая боролась против революции. Но армия эта была разгромлена, и в конце 90-х годов Шатобриан попадает в Лондон, где он пишет свою первую работу «Опыт о революциях». В ней отразился его пессимизм, вся его растерянность перед совершающимися событиями. «Опыт о революциях» ставит вопрос о том, что такое революция, нужна ли она. На этот вопрос автор отвечает отрицательно; он утверждает, что революция ничего не изменяет в мире и не улучшает положения человека. Вся история человечества есть история бедствий, считает Шатобриан, а революция приводит только к тому, что одни деспоты сменяются другими, еще более худшими. Идеи Руссо, может быть, и хороши сами по себе, но неосуществимы, а если осуществимы, то лишь в самом далеком будущем. Человеку остается только одно: своеволие, анархическая свобода личности.
Попав в Америку, Шатобриан изучает быт американских дикарей и пытается написать о них произведение, названное им «Начезы» (название племени американских дикарей), но из «Начезов» не получилось ничего стройного и законченного; это были отдельные записи, отрывки, описание путешествий, очень сумбурные, длинные (более двух тысяч страниц) и бессистемные; они не вышли в свет. Позднее Шатобриан обработал отдельные части этого произведения, создав «Дух христианства» (1802) — большую работу в пяти частях. Цель ее, как показывает само название, раскрыть сущность христианства, восстановить религию, поколебленную революцией.
Приведенные в этой работе доказательства существования бога И вреда атеизма весьма наивны,, неубедительны. Счастливый человек, по мысли автора, не .ззхочет, чтобы жизнь его кончилась на земле, ибо он будет желать, чтобы его счастье продолжалось и после смерти. Следовательно, атеизм ему чужд. Красивая женщина захочет, чтобы ее красота была вечной. Значит, и она не будет сторонницей атеизма, утверждающего, что все кончается здесь, на земле.
Такого рода рассуждения составляют содержание первой, богословской части «Духа христианства». Остальные четыре части посвящены реабилитации христианства с позиций эстетических. Шатобриан старается доказать, что христианство есть источник поэзии, источник вдохновления поэтов и художников; оно давало и дает материал для искусства. Величайшие художники мира, например эпохи Возрождения, брали сюжеты и образы из евангелия и библии. Подобные положения и являются у Шатобриана аргументом в защиту христианства.
«Дух христианства» стал необычайно популярным произведением, знаменем, около которого объединялись все, кто призывал назад, кто нуждался в теоретическом обосновании борьбы с идеями революции.
В «Дух христианства» Шатобриан включил два художественных отрывка, две повести, из которых одна является продолжением другой: «Атала» и «Ренэ». В них действие развертывается в Америке, среди американских дикарей. Героями, которые объединяют эти две повести, являются старик дикарь Шактас и молодой француз Ренэ. Старый слепой Шактас рассказывает Ренэ о своей молодости. Он, побывав в Европе, снова вернулся на родину, где попал в плен; ему грозила казнь; спасла его белая девушка Атала, с которой они вместе бежали в леса. Атала и Шактас полюбили друг друга, но их счастье продолжалось недолго; Атала кончила жизнь самоубийством: ее мать дала когда-то за нее обет безбрачия, Атала не захотела нарушить его и предпочла умереть.
Во второй повести в качестве рассказчика выступает Ренэ; он передает Шактасу трагическую историю любви к нему его сестры, единственно близкого ему человека. Сестра, полюбив брата недозволенной любовью, уходит в монастырь. Ренэ покидает Европу. Как все романтические герои, он предпочитает жить среди нецивилизованных, диких племен, потому что в цивилизованных странах он видит только испорченность, страдания, эгоизм.
В лице Ренэ выступает типичный герой реакционного романтизма с его пессимизмом и «мировой скорбью». Жизнь ему кажется бессмысленной. Драма Ренэ не только в событиях его личной жизни; она глубже и шире. Это драма человека, принадлежащего старому миру, для которого революция закрыла всякие перспективы. Призыв Шатобриана уйти как можно дальше от мира и презирать его суету в сущности был очень лицемерным и фальшивым. В действительности герой Шатобриана вовсе не порывает с миром, как старается это показать автор. Под мотивами «мировой скорби» скрывалась у него ненависть к революции, желание вернуть прошлое.
Герой Шатобриана — это человек, считающий, что ему предназначено в жизни особое место, что все его страдания и чувства имеют какой-то особый, высший смысл. Отсюда крайняя напыщенность, высокопарность стиля произведений Шатобриана. Язык его необычайно усложненный, манерный, искусственный. Творчество Шатобриана нашло резкую критику у Маркса. Вот что писал он в одном из писем Энгельсу (30 ноября 1873 года): «...я читал книгу Сент-Бева о Шатобриане, писателе, который всегда мне был противен. Если этот человек сделался так знаменит во Франции, то только потому, что он во всех отношениях являет собою самое классическое воплощение французского тщеславия, притом тщеславия не в легком, фривольном одеянии XVIII века, а переодетого в романтические одежды и важничающего новоиспеченными выражениями; фальшивая глубина, византийское преувеличение, кокетничание чувством, пестрая игра красок, чрезмерная образность, театральность, напыщенность — одним словом — лживая мешанина, какой никогда еще не бывало ни по форме, ни по содержанию».

Альфред де Мюссе (1810—1857). Среди французских романтиков видное место принадлежит Альфреду де Мюссе. Мюссе в первый период своего творчества примыкает к реакционному романтизму.
В его лирике звучат те же мотивы роковой неизбежности страдания. Человек напрасно стремится избавиться от страдания. Оно вечно следует за ним, как тень («Декабрьская ночь»).
В поэме «Ролла» (1833) мотивы пессимизма у Мюссе достигают апогея. Ролла — разочарованный юноша, отрицающий всякую ценность жизни. Он ищет забвения в разврате и кончает самоубийством в комнате проститутки, оставив записку, из которой ясно, что причины, побудившие его покончить с собой, — полное духовное банкротство и разочарование в жизни. Но, пытаясь объяснить происхождение этих настроений, Ролла приходит к выводу, что виновниками их являются просветители, в частности Вольтер. Великий рационалист убил своим сарказмом и скептицизмом в человеке все святое, всякую веру и надежду, оставив ему одни сомнения. Поэма «Ролла» превращается в проклятие по адресу Вольтера и просветителей. Ролла пишет перед смертью:

Пускай теперь свободны мысль с умом,
И предрассудков нет, и мало лицемерья,
Но под дыханием холодного неверья
Свет добродетели тускнеет; предков кровь
Уже не ценится их развращенным внуком,
И вожделением зовут уже любовь,
А все прекрасное — пустым, бесплодным звуком.

Надо отметить, однако, что у Мюссе, поэта очень противоречивого, в дальнейшем появляются иные мотивы и образы. Он пытается по-новому осмыслить и критически переоценить своего романтического героя и причины его глубоких разочарований. В лучшем своем произведении, романе «Исповедь сына века» (1836), Мюссе, в отличие от Виньи и других романтиков, отказывается от субъективной точки зрения на исторический ход вещей и пытается более объективно в нем разобраться.
Он хочет дать историческое объяснение пессимизму, разочарованию, безверию, которые характеризовали молодого человека той эпохи. Этот вопрос он ставит во второй главе своего романа. Франция, говорит Мюссе, недавно пережила большой исторический перелом. Во время революции люди умирали на баррикадах, сражались на войне, героическая молодежь жертвовала собой — у людей было чем жить. Кончилась революция. Наступили будни, как говорит поэт — «сумерки истории». Молодежь теряет свой героический идеал эпохи революции. Ей нечем больше жить; вчерашний день ушел, завтрашний еще не наступил. Именно здесь, утверждает Мюссе, и нужно искать причину страданий молодежи.
В своем романе он рассказывает историю юноши Октава, переживающего разочарование в любви. Измена любовницы лишает его веры не только в любовь, но и вообще в жизнь. Его друг Деженэ, цинично проповедующий разврат, оргии и кутежи как средство забвения, увлекает его за собой. Но Октава спасает большое горе — смерть отца. Октав порывает с компанией золотой молодежи, где он прожигал жизнь, и уезжает к себе на родину, встречается там с другой девушкой, любовь к которой возрождает его. В отличие от героев целого ряда романтических произведений, которые или кончали самоубийством, или впадали в полное отчаяние, Октав преодолевает свой эгоизм и свою скорбь, убеждается, что смысл жизни не в удовлетворении эгоистических страстей. Октав устраивает счастье своей возлюбленной с другим человеком, которого она полюбила, а сам уезжает. Он счастлив от сознания, что из трех человек страдает только он один.
Мотив жертвенности не случайно появляется в творчестве Мюссе середины 30-х годов. В этом своеобразно проявляется решительный протест автора против циничной буржуазной морали, остроумно охарактеризованной им в следующих словах: «Есть, пить и спать — значит жить. Что касается связей, которые существуют между людьми, то дружба состоит в том, чтобы занимать деньги, родство служит для наследства, любовь — это упражнение тела. Единственное интеллектуальное наслаждение — это тщеславие».
Ценность романа Мюссе в попытке выступить с критикой современной ему буржуазной эпохи, ее своекорыстия и стяжательства, эгоистического стремления лишь к устроению собственного благополучия, так полно проявившихся после Июльской революции 1830 года.
Жермена де Сталь (1766—1817). Выступление прогрессивных романтиков во Франции относится к середине 20-х годов — к периоду, предшествовавшему июльским событиям 1830 года. Но предшественницей прогрессивного романтизма в 10-х годах XIX века можно считать Жермену Сталь.
Мадам де Сталь своеобразно отразила в своем творчестве сложность и противоречия переходного периода начала XIX века. Ее учителями были просветители, она высоко ценила Монтескье и Руссо, считая, однако, республиканские взгляды последнего безумием.
Развивая основные положения учения Монтескье, Жермена де Сталь защищала идею разума как основу всей жизни; вслед за Монтескье утверждала, что «разум состоит в познании сходства между различными предметами и различия между предметами подобными».
Разум, по мнению Сталь, помогает постигать и объяснять исторические закономерности. С этой точки зрения пытается она осмыслить и французскую революцию. Она была первой в ряду французских романтиков, кто признал огромное историческое значение революционных событий конца XVIII века в истории человеческого прогресса. Этому вопросу она посвящает свой трактат «Размышления о французской революции».
«Революция во Франции,— писала Сталь,— одна из великих эпох социального порядка. Те, кто рассматривает ее как случайное событие, неспособны заглянуть ни в прошлое, ни в будущее».
В философских и политических взглядах Сталь было много противоречий. Она отвергала республиканские идеи Руссо, верная монархическим, легитимистским традициям. С этих именно позиций ополчилась она против политических выскочек и захватчиков престола, каким считала императора Наполеона. Но в ее борьбе с Наполеоном было много исторической прозорливости; она справедливо разоблачала его тиранию и захватническую политику.
Во время правления Наполеона она была в изгнании (этому периоду она посвятила свою работу «Десять лет в изгнании»), в 1812 году посетила Россию. Позднее, в 1825 году, Пушкин в «Московском телеграфе», защищая Сталь от нападок реакционной критики, писал, что ее «удостоил Наполеон гонения, монархи доверенности, Байрон своей дружбы, Европа своего уважения».
Литературные взгляды де Сталь изложены ею в работе «О литературе, рассмотренной в связи с социальными учреждениями» (1800). Эта работа многими своими положениями предвосхищала теоретические выступления прогрессивных романтиков 20-х годов, в частности предисловие к «Кромвелю» Гюго.
Задача этой работы, как ее формулирует автор, — рассмотрение «связей, которые существуют между политическим состоянием страны и доминирующим духом литературы». «Самый редкий гений, — утверждает Сталь, — всегда находится в связи с просвещением его современников, и следовало бы рассчитать приблизительно, насколько мысль человека может превзойти сознание его времени».
Два романа Сталь «Дельфина» (1802) и «Коринна» (1807) пользовались огромной популярностью у современников, не менее, чем «Новая Элоиза» Руссо, а позднее — романы Ж. Санд. Роман в письмах «Дельфина», утверждающий идею свободы человеческого чувства, был написан под большим влиянием романа Руссо.
Ту же идею развивает Сталь и в «Коринне». Героиня его, итальянская артистка-импровизаторша, — богато одаренная, свободолюбивая натура. Любовь Коринны к английскому лорду Нельвилю кончается трагически.
Условием ее брака с лордом должен быть полный отказ от свободы и призвания артистки. Но Коринна не может пожертвовать тем, что для нее дороже всего; она умирает.
Руссоистский образ получает в романах Сталь романтическую трактовку; в центре ее произведений стоит человек яркой индивидуальности, не укладывающейся в рамки семейных и общественно-бытовых традиций и условностей. В трактовке этого образа, являясь защитницей прав женщины на признание ее личности, г-жа де Сталь — прямая предшественница Жорж Санд.