пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

3.Архаический героический эпос («Беовульф»).

. Архаический эпос как особый тип эпического творчества ис­черпывает себя в VII—VIII вв. Причины этого следует искать в са­мой природе поэтики эпоса.

Эпос — поэтическое отражение исторического сознания чело­века, и то, о чем повествует эпос, понимается как безусловная ис­тина. Этой истиной был мир мифа и мир сказки, на которых вырос и на которые опирался архаический эпос. Но, развиваясь по прин­ципу демифологизации, насыщаясь все более конкретными исто­рическими реалиями, архаический эпос утрачивал свою первона­чальную основу. В свою очередь, развитие государственной жизни ставило перед человеком и новые проблемы, связанные с осознанием его места не только в системе мироздания, семьи и рода, но и в истории. Все это существенным образом меняло саму природу эпического   творчества:   на   смену   эпосу   архаическому (догосударственному) пришел эпос героический (государственный).

Самым ярким и значительным памятником переходного типа является англосаксонская поэма "Беовульф", которая сложилась или в конце VII, или в начале VIII в. и дошла до нашего времени в единственной рукописи, датируемой Х в. По образцу сказок струк­туру поэмы определяют три центральных подвига героя, причем каждый последующий подвиг сложнее предыдущего.

Имя Беовульф, что значит "волк пчел", медведь, в историче­ских источниках не упоминается. В эпическую поэму герои при­шел из мира мифа и сказки. Изображен Беовульф в поэме как представитель племени гаутов, добровольно возложивший на себя миссию борьбы с чудовищами, "жизнесокрушителями" людей. Прослышав, что в Дании появился страшный людоед по имени Грендель, Беовульф отправляется туда, сравнительно легко одоле­вает чудовище, а вслед за этим уже с большим трудом побеждает мать Гренделя, сражаясь с ней в чужом мире — водной бездне. Проходит пятьдесят лет. В окрестностях страны, которой правит Беовульф, появляется огнедышащий дракон. Беовульф вступает с ним в бой. Дракон поражен, но и герой умирает от смертельной раны.

В главном поэма остается в рамках архаического эпоса. Об этом свидетельствуют чудесные силы героя, дивные подвиги, кото­рые он совершает. Беовульф обобщенно воплощает силу, мощь, неустрашимость всего сообщества, к которому принадлежит: "Он был сильнейшим среди могучих героев знатных, статный и гордый". Враги Беовульфа — мифологические существа, обитатели чужого, демонического мира. Заметную роль играет в поэме мотив драконоборства. Сам же герой выступает как защитник культуры, овладевающий стихиями природы.

Но рассказе борьбе героя с мифологическими существами дан на Конкретном историческом фоне: названы страны, племена и на­родности, отражены отношения между англами и саксами, расска­зано о набегах гаугов на франков, о племенных распрях данов и фризов. Охват исторического мира в поэме широк — и это знак то­го, что преодолевается родо-племенная замкнутость. И в связке с этим рождается объемная поэма с развитым описательным элемен­том, обилие отступлении. Так, к примеру, сражение Беовульфа с Гренделем и его матерью сначала подробно описывается, а затем еще раз о них столь же подробно рассказывает герой после своего возвращения в родные края. Возрастают композиционная строй­ность произведения. Это уже не цепь эпических песен, связанных единым героем, а органичное сюжетное единство.

Заметно отражает поэма и христианизацию англосаксов, кото­рая относится к VII в. Язычники обречены на поражение, успех сопутствует тем, кто чтит Создателя. Всевышний помогает Беовульфу: "Бог-заступник… ткач удачи над ратью гаутской поставил героя". В поэме порой неразличимо сближаются воинские доблести к христианские добродетели героя. Некоторые черты личности и превратности судьбы Беовульфа напоминают жизнь Иисуса Христа.

Финальные сцены поэмы неоднозначны по своему тону. Вы­соким трагизмом, не лишенный жертвенности, окрашен последний подвиг героя. Готовясь к встрече с Драконом, Беовульф "сердцем предчуял соседство смерти". В трудную минуту покинула героя дружина. Сцены смерти Беовульфа и погребального сожжения его тела пронизаны эсхатологическими мотивами. "Стонам пожара вторили плачи", и некая старица "выла над Беовульфом, предрекая страшное время, смерть, грабежи и битвы бесславные'".

Но есть в тех же сценах и ободряющие ноты. Одолеть дракона Беовульфу помогает молодой витязь Виглаф. Он один из дружины Беовульфа не смутился сердцем, остался крепок духом, не дрогнул в трудную минуту, не уронил славы предков. Это он, Виглаф, уст­роил торжественное погребение Беовульфа; причем на погребаль­ном огне сжигают не только тело героя, но и клад, над которым тяготели древние заклятия.

Поэма начинается описанием похорон датского короля Скильда Скевинга и завершается похоронами Беовульфа. Но в каждом случае смерть не означает конца вообще. Горе и радость, отчаяние и надежда идут рядом. И вечно продолжается жизнь.


20.05.2014; 17:56
хиты: 116
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
литература эпохи возрождения
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь