Почему истинный интеллигент уверен в себе? Главная его опора – понимание. Интеллект! Этим надо дорожить, и это надо развивать и поддерживать. Сейчас модно «сходить с ума», нести ахинею, всякие «оригинальности» и экстравагантности. Всё это подается за самый последний «писк» культуры и т.д. Вот от такого сумасшествия раньше люди культуры держались подальше.
Еще раз, почему истинный интеллигент уверен в себе? Он доверяет уму и умной картине мира. А в природе «всё по-умному» в том смысле, что она – такая мастерская, методам и работе которой нам еще долго завидовать. Человека, который не знает этих основ «естествознания», судьба легко собьет с толку, и «интеллигентом» его не назовешь. Иначе говоря, интеллигенту интеллектуально доступен мир как «нечужая» среда обитания, он этому миру – живых и неживых вещей – доверяет как «разумному». Почему бы после этого, нам, обывателям, так же доверчиво не опереться на интеллигенцию как на познанную мудрость вещей. Кто-то скажет, что это все скорее можно казать про тех, кого традиционно называют философами. Отчасти это так. Но разве интеллигент не должен быть философски образован. Более того, сами философы-профессионалы завидуют философской эрудированности подлинных интеллигентов. И самое главное! Интеллигент всё принимает близко к сердцу. «Несовершенство мира» проходит трещиной через его сердце – еще одну из главных опор и сущностей интеллигента. «Философам» в лучшем случае удается подсмотреть устройство мира, в том числе и мира социального, но воля и сердце у них атрофировались за неупотреблением. Интеллигент же – всегда потенциальный критик. Но это критика умного, опытного и доброго человека.
«Интеллигентным называют человека, который хорошо воспитан, обычно образован и обладает высокими духовными качествами». Т.е., в данном случае признаком, позволяющим назвать человека интеллигентным, является не его принадлежность к определенной категории, а наличие у него некоторой совокупности качеств (интеллигентности), причем не только и не столько связанных с образованием, сколько с воспитанием и самовоспитанием. Этот факт дает основание для утверждения о культурологическом происхождении понятия