пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


ПОНЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

Изучение любой науки начинается с выяснения объекта ее исследования и места в познании окружающего мира. Начало эстетического отношения к окружающему миру невозможно датировать не только годом, но и столетием. Его формирование проходило и проходит вместе с развитием цивилизации. Нес­мотря на многовековую историю развития эстетического отно­шения к предметам и явлениям, свое название эстетика полу­чила в 1735 г. Термин "эстетика" ввел немецкий философ Алек­сандр Готлиб Баумгартен, назвав этим термином науку о чув­ственном восприятии человеком окружающего мира. В своем трактате он как вывод определяет, что конечной целью данной науки должно быть познание красоты, являющейся "совершен­ством чувственного восприятия", а также искусства как выс­шей формы ее выражения.

Слово "эстетика" — одно из широкоупотребительных в на­шей повседневной жизни. Говорят об эстетике быта, эстетике труда, эстетике живописи, эстетике костюма, технической эс­тетике и т.д. Столь широкая распространенность термина гово­рит о высокой значимости эстетики в жизни современного чело­века.

Очевидно, что эстетическое отношение как чувственное вос­приятие предметов и явлений рассматривается во взаимосвязи с человеческой деятельностью, которая формировала его как особую сущность в процессе труда. Именно труд является ос­новным условием и основной формой жизнедеятельности и ут­верждения человека. Он существенно изменил биологическую природу, стал источником духовной, в том числе и художест­венной, деятельности. Появление и формирование эстетичес­ких чувств происходят в процессе трудовой деятельности. Про­изводя необходимые предметы, люди формируют условия свое­го существования, собственную жизнедеятельность, следова­тельно, и самих себя.

Возникновению эстетического предшествовал длительный период освоения человеком окружающей действительности. На протяжении тысячелетий в смене поколений ценой огромного напряжения человек овладевал тайнами природы. В процессе трудовой деятельности и всей социальной практики он познает и осваивает окружающий мир. Находясь в постоянном контак­те с природой и являясь ее частью, человек познает ее особен­ности, черпает в ней нужные для его жизни сведения и знания. Его взаимосвязи с естественной природой, землей и водой, солнцем и луной, светом и мраком, растениями и животными, теплом и холодом постепенно вырабатывали способность их оценки с позиций значимости для самой жизни.

В процессе взаимодействий человека с предметами и явле­ниями познается их сущность, они оцениваются с позиций их значимости в жизни человека. Создавая различные изделия, человек осваивает природные материалы, методы и способы их обработки, познает их свойства, находит необходимые конструктивные решения и средства выразительности. Одновре­менно с изготовлением изделий повышается мастерство человека, развивается способность проявить творчество в процессе производства. При этом человек приобретает ловкость, наблюдательность, способность сделать предметы быстрее и лучше. Гик постепенно и неуклонно развивался человек, его мыслительный аппарат, органы чувств. Их развитие явилось важней­шим условием формирования эстетического восприятия окружающего мира и эстетической деятельности.

Желание сделать предметы быта и труда полезными, удоб­ными, эффективными, совершенными пробудилось у человека и мирных шагов его созидательной деятельности.

Вместе с тем на ранних ступенях своей эволюции человек относился к миру утилитарно-практически, используя природу для удовлетворения своих насущных потребностей. И только  многократное повторение процесса использования и создания изделий человек в образах постигал их смысл и значе­ние. Образы предметов, а также явления природы в чувствен­ном восприятии вызывают определенную эмоциональную реак­ции», становятся небезразличными, вызывают интерес и пред­почтения. Они осознаются как полезное или вредное, хорошее или плохое, нужное или ненужное, а стало быть, приносящее добро или зло, ценное для человека, или бесполезное. В этих представлениях отражались самые существенные характеристики предметов и явлений с точки зрения их значения для че­ловека, его жизни.

Ограниченность познаний первобытного человека об окру­жающем мире, стремление познать невидимые причинные свя­зи и как-то влиять на результаты природных явлений вызвали рождение веры в возможность, употребляя особые средства и особые тайные способы, призвать желаемое. Так родились раз­личные обряды, заклинания, средства магии, с помощью кото­рых человек стремился вызвать то или иное явление — обеспе­чить удачную охоту, избавление от болезни, выражение силы и могущества, удачную загробную жизнь и т.п. Появляются раз­личные ритуалы, символы, амулеты, талисманы и т.д., в кото­рых человек видел не просто украшения, а волшебные знаки, символы, оберегающие его и покровительствующие ему во всех делах.

Эстетическое отношение зарождалось как сложное, многоз­начное и многофункциональное общественное явление, в кото­ром синкретически сливались все особенности человеческой жизни. Одновременно с процессом труда особое значение при­обретали средства общения, порожденные совместной жизнью и деятельностью. Именно общение выступает как первейшая жизненная потребность, настоятельная необходимость форми­рующегося духовного мира людей. Общение посредством взаи­модействия и единения было необходимо в различных трудо­вых процессах: поддержании очага, охоте на крупного зверя, обустройстве жилища и т.д. Важное значение в становлении эс­тетического отношения имело подражание как средство рас­пространения познаний и опыта, игровые моменты как сред­ство выражения определенных умений, религиозно-магичес­кие представления. Лишь позже были выделены и своей самос­тоятельности различные стороны общественных отношений творческой деятельности человека.

Жизненные ситуации ставили пород человеком нее новые и новые требования к созданию орудий труди, предметов потреб­ления, познанию природы и окружающего мири в целом. На этой основе вследствие расширяющейся практики и углубле­ния познания постепенно формировалось осмысление ценности предметов и явлений при чувственном восприятии их формы, рассматриваемых как совершенные, красивые или безобраз­но. Таким образом, человек различает предметы и явления по их ценности, и у него формируется эстетическое чувство как способность эмоционально воспринимать образы этих предме­том и явлений с познанием их сущности. Возникают чувства, отличные от удовлетворения чисто физиологических или утилитарных потребностей. Чувства приобретают новый одухотво­ренный бескорыстный смысл, эстетические чувства. Человек научился воспринимать, а затем и осмысливать чувственно-конкретные формы предметов своего труда и окружающего природного мира.

По мере того, как познается суть вещей, они начинают говорить с человеком особым языком как полные смысла знаки, ним полы, открывающие человеку нечто важное, касающееся иго собственного бытия, и несут ему впечатления и пережива­ния, связанные с этим бытием — бытием вещей, человеческим бытием, общественным бытием.

В созданных и используемых предметах по-разному могут проявляться особенности пространственного строения формы: фактуры материала, конфигурации и линий, состояния повер­хности, организации частей, обработки и отделки, цветового решения и т.п. Помимо утилитарно-практической ценности, в образе предмета человек воспринимает полноту выражения особенностей рода и вида предмета, логичность проявления его внешних признаков, согласованность частей и т.д.

С возникновением эстетического отношения к предмету формируется и желание человека создать его совершенным через стремление к творчеству, развиваются и его эстетические пот­ребности. Для создания совершенных, красивых предметов не­обходимо было выяснить и усвоить, какие свойства делают их такими, какие законы лежат в основе их создания. Так форми­руются в его сознании идеальные образы предметов и явлений.

Реализуя в процессе труда свои цели и замыслы, человек на основе приобретенного собственного опыта и опыта общения с другими людьми применяет к сделанным вещам критерий совершенства и испытывает чувство удовольствия не только отто­го, что изделия удовлетворяют его материальные потребности, по и оттого, что в этих вещах воплощены его познания, его мас­терство, его способность к творчеству.

Эстетические потребности людей становятся одним из ду­ховных стимулов познания и утверждения красоты, постиже­ния ценности предметов и явлений окружающего мира. В ходе исторического развития связь между полезным, добрым, магическим и красивым становилась все более опосредованной. Эс­тетическая ценность предметов и явлений стала воспринимать­ся как независимая от их практической или магической цен­ности. Процессу становления эстетического как самостоятель­ной ценности способствовало установление контактов между племенами и обмен продуктами, ознакомление с обычаями.

С возникновением эстетического восприятия окружающего мира в процессе трудовой деятельности происходит развитие сущностных сил самого человека, он формируется не только физически, но и духовно. Воспринимая зафиксированные в созданных предметах пло­ды упорства, творчества и созидательных сил своих предшес­твенников, следующие поколения создают более совершенное предметное окружение.

Образовавшаяся способность человека эстетически отно­ситься к окружающему миру вызвала потребность как-то выра­зить и закрепить эти отношения. Так в процессе исторического развития сложилась особая форма общественного сознания — искусство, которое фиксирует, развивает и воспитывает эстети­ческое отношение человека к действительности. В нем наиболее ярко и всесторонне раскрывается эстетическое отношение к ок­ружающему миру. Искусство служит не только средством поз­нания, но и средством преобразования действительности. В произведениях искусства человек выражает не только свое по­нимание мира, но и свое отношение к нему. Подводя итог сказанному, можно определить, что природа и сущность эстетического с его многообразием в окружающем мире, принципы и закономерности отношения человека к цен­ностям при чувственном восприятии предметом и явлений ок­ружающего мира, искусства выступают как основные положе­ния предмета эстетики. Сама эстетика — наука о сущности чув­ственно-воспринимаемых общечеловеческих, ценностей, их со­зидании, восприятии, оценке и освоении. Они выражают систе­му эстетических взглядов общества на весь облик материальной и духовной деятельности людей. 


17.06.2015; 14:34
хиты: 1890
рейтинг:0
Гуманитарные науки
архитектура; дизайн; искусство
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь