Этическое учение Эпикура, как и все другие античные этические системы, имеют логическим началом решение вопроса о высшем благе. Формально у Эпикура есть положения, что таким благом является удовольствие. Удовольствие трактуется Эпикуром, как отсутствие страданий, а в положительном смысле – покой души, атараксия (по греч. – невозмутимость).
Обсуждая пути достижения этой цели, Эпикур считает, что к ней ведут:
- во-первых, ограничение удовольствий и потребностей естественными и необходимыми
- во-вторых, – философско-познавательная деятельность.
Большое значение он придавал второму условию. В дошедших до нас сочинениях Эпикур подробно обосновывает на основе материалистического атомизма возможность свободы человека от внешней необходимости, возможность преодоления страха перед смертью, перед богами. Эпикур достигает в этом пункте высот античного атеизма.
- не должно бояться богов "Богов не надо бояться т.к. боги бессмертные и совершенно блаженные (абсолютно счастливые), а значит, полностью бездеятельны и не могут влиять на нашу жизнь."
- не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет».
- не должны бояться судьбы "Боги, которые определяют судьбу, бездеятельны и не влияют на нас. Тогда в чьих руках наша жизнь? В наших собственных. Каждый хозяин своей судьбы. Судьба - это результат своих собственных поступков и бояться её - значит бояться себя самих"