пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Теории утопии Мора и Кампанеллы

ТОМАС МОР и его ”УТОПИЯ”

      В первой части сочинения Мор  резко  критикует  огораживания  кровавое

законодательство современной ему Англии.  Порицая  бессмысленную  жестокость

многочисленных законов,  направленных  против  краж  и  бродяжничества,  Мор

ставит вопрос о причинах  преступности.  Основная  причина  всех  пороков  и

бедствий, считал Мор,  –  частная  собственность,  из-за  которой  возникают

противоречия интересов личности  и  общества,  праздности  и  изнурительного

труда, роскоши и нищеты; она порождает преступления.

      Автор “Утопии” одним из  первых  подчеркнул  и  то,  что  сложность  и

запутанность  законодательства  отвечают  интересам  богачей  и   направлены

против трудящихся. Уже сами условия жизни простого народа, его положение  не

дают возможности  разобраться  в  сложном  законодательстве,  истолковать  и

понять его запутанные положения.

      Во второй части книги описываются учреждения и нравы  жителей  острова

Утопии, находящегося в Новом Свете,  где-то  в  южном  полушарии.  В  Утопии

общее имущество  и  всеобщая  обязательность  труда;  это  коренным  образом

отличает их общественный и политический строй от других государств.

      Утопия – своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат обсуждает

общие дела  острова  –  перераспределение  продуктов,  рабочей  силы,  прием

иностранных посольств и др.

      Устройство и управление каждого из городов одинаковы.  В  городе  6000

семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается  определенным

ремеслом. Для работы в прилегающей к городу  сельской  местности  образуются

“деревенские семьи” -  от  40  взрослых,  в  которых  житель  города  обязан

проработать не менее двух лет.

      Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей  избирают  на  год

филарха; во главе 10 филархов стоит протофиларх. Протофилархи избираются  из

числа ученых. Они образуют  городской  сенат,  возглавляемый  князем.  Князь

(принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных  народом.

Должность князя несменяема, если он не заподозрен в  стремлении  к  тирании.

Наиболее важные дела  города  решают  народные  собрания;  они  же  избирают

большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

      Описывая государственные учреждения  Утопии  Мор  во  многом  следовал

античным образцам, привнося свои некоторые изменения. Органы  власти  Утопии

осуществляют  общее  руководство   народным   хозяйством   и   образованием.

Должностные  лица  избираются  из  среды   ученых;   создаются   специальные

учреждения для координации производства и потребления.

      В Утопии существует терпимость к различным религиозным  течениям.  Там

много  сект  и  религий.  Но  запрещено  возбуждать  религиозный   фанатизм,

осуждать верования других.

      Государство стремится обойтись без  запретов,  ограничивающих  свободу

граждан. Есть общественные столовые, но можно  готовить  пищу  дома.  Широко

используются поощрения тех, кто делает что-то полезное для общества.  Вместе

с тем обязанность сифогрантов – наблюдать, чтобы никто не сидел  праздно,  а

чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом.

      Оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии  нет

частной  собственности,  споры   между   жителями   редки   и   преступления

немногочисленны; поэтому им не нужно сложное законодательство.

      Также автор своеобразно решает проблему наказания. За кражу не казнят,

а обращают в “рабство”, то есть принуждают к общественным работам

      Это рабство – совсем не то рабство, которое  было  известно  Античному

миру, – оно не  пожизненно  и  не  наследственно.  Рабами  становятся  также

военнопленные, взятые с оружием в руках, и осужденные на казнь  преступники,

купленные в других  странах.  Рабы  закованы  в  золотые  цепи  и  выполняют

неприятные  работы.  Однако  рядом  с  ними  трудятся  свободные   утопийцы,

добровольно выполняющие грязные работы.  Основная  мысль  Мора  в  том,  что

принудительные  работы  –  более  гуманная  мера   наказания,   чем   широко

распространенная в его время смертная казнь.

      К  войнам  Мор  относился  резко  отрицательно.   Политике   монархов,

помышлявших в основном о завоеваниях, он противопоставлял миролюбие.

      Основным препятствием на пути учреждения нового строя  Т.  Мор  считал

жадность и гордость богачей. Он рассчитывал на разум и случай.

 

      ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА И ”ГОРОД СОЛНЦА”

      Город Солнца — теократическая республика,  организованная  по  образцу

монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство  древних  инков.  Во

главе  его  стоит  мудрейший  и  всезнающий  первосвященник  Солнце  (он  же

Метафизик), которому  подчинены  три  соправителя:  Мощь,  ведающий  военным

делом, Мудрость — познанием, науками, и Любовь —  продовольствием,  одеждой,

деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц,  носителей

истинного знания, презирающих схоластику — ”мертвые знаки вещей”.

      В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее  собрание  всех

соляриев,  достигших  20-летнего  возраста.  На   Большом   Совете   каждому

предлагается высказаться о  том,  какие  есть  в  государстве  недочеты.  На

Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.

      Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии  и

правления  ученых-специалистов.   Кандидатуры   на   тот   или   иной   пост

предлагаются  воспитателями,  старшими  мастерами,  начальниками  отрядов  и

другими должностными лицами, знающими, кто из  соляриев  к  какой  должности

более пригоден. В Большом Совете каждый  может  высказаться  за  или  против

избрания. Решение о назначении на должность выносится коллегией  должностных

лиц. Должностным лицам  в  свою  очередь  помогают  советом  так  называемые

жрецы, которые определяют дни посева и  жатвы,  ведут  летопись,  занимаются

научными изысканиями.

      В этом государстве существуют  право,  правосудие,  наказания.  Законы

немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах  у  дверей

храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят  друг  с  другом  почти

исключительно по вопросам чести. Этот процесс гласный, устный, быстрый.  Для

уличения  в  преступлении  необходимо  пять  свидетелей.  Пытка  и  судебные

поединки,  свойственные  феодальному  процессу,  не  допускаются.  Наказания

воздаются по справедливости и соответственно проступку.

      Источник человеческих  зол  —  эгоизм.  Автор  видит  возможность  его

искоренения, когда все  члены  общества  равны  во  всех  отношениях.  Общие

столовые,  одинаковая  одежда,  общие  украшения,  общие  дома,  спальни   и

кровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и  жены,  общие

дети. С невероятной дотошностью Кампанелла описывает деторождение и  половые

отношения и обнаруживает почти нескрываемое презрение к  парной  любви.  Она

для него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство.

      Женщины Города Солнца имеют те же права,  что  и  мужчины,  они  могут

заниматься и науками, и чем угодно. Они только освобождены от  тяжелых  форм

труда. “Общности жен” соответствует ”общность  мужей”  на  основе  взаимного

равенства.

      В ”Городе Солнца” есть отличие экономического и социального  бытия  по

сравнению с ”Утопией”. Рабочий день сокращен до  четырех  часов,  и  все  же

изобилие налицо, ибо труд, как об этом впервые в истории человеческой  мысли

догадывается  Кампанелла,  есть  первая  потребность  человека.   Кампанеллу

интересует проблема выявления способностей человека, хотя  решает  он  ее  в

фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть  разгаданы

через тот же гороскоп.

      Моральное регулирование общественной  жизни  Кампанелла  возлагает  на

религию, но надеется на  религию  далеко  не  во  всем.  Он  разработал  ряд

правовых  и  моральных  санкций  нерелигиозного  характера,  иногда   весьма

жестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от  Мора,

показывает обитателей своего государства способными взять в руки  оружие  не

только для защиты от внешних нападений.  Убить  тирана  —  почетно.  Изгнать

вздорного и ничтожного монарха — человечно.

      Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения

общество, где трудятся все и нет ”праздных негодяев и тунеядцев”. За 27  лет

заключения он долго  думал  о  неравенстве  и  о  наилучшем  государственном

устройстве.

      Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел  только  к  одному

выводу: существующий государственный строй  несправедлив.  Чтобы  люди  жили

лучше, его должен сменить другой, более  совершенный  строй.  Где  все  люди

равны между собой.

 

 

      ОБЩНОСТЬ ИДЕЙ МОРА И КАМПАНЕЛЛЫ

 

      По мнению многих исследователей творчества социалистов-утопистов, в те

времена люди еще не могли представить реалии социализма, поэтому  их  утопии

получались слегка фантастичными.

      Естественно, что в  XVI и XVII веках капитализм лишь набирал  обороты,

общество еще не  было  готово  для  перехода  к  социализму.  Не  созрели  и

предпосылки   для   этого   перехода:   ни   производительные    силы,    ни

производственные отношения.

      В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они  оба  мечтают  о

государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство,  описанное

у них, нередко переходит всякие границы.

      Так,  у  Мора  люди  представляют   собой   массу,   потерявшую   свою

индивидуальность.  Никто  не  имеет  даже  шансов  выделиться:  все  обязаны

одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по  6  часов

в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает.

      Конечно, капиталистическое общество с его неравенством и эксплуатацией

в какой-то степени несправедливо. Но оно даёт людям свободу,  право  выбора.

Если человек хочет чего-то добиться в  этой  жизни,  если  он  трудолюбив  и

способен, он добивается в этой жизни чего-то. Те же, кто не  может  добиться

высот, оседают внизу. И таких людей большинство.  Само  собой,  это  “серое”

большинство согласно на жизнь  при  утопии.  Люди  же  достигшие  чего-то  в

жизни, а их меньшинство, не хотят быть как все. И им утопия не нужна.

      В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство. Это не  позволяет

сказать, что все люди равны между собой. Кроме  того,  даже  законопослушные

граждане вовсе не равны  между  собой,  как  это  пропагандируется.  Женщины

должны слушать мужей, дети – родителей, младшие – старших.

      Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть  –  это

люди, наделенные полномочиями решать  судьбы  других.  И  пусть  эта  власть

меняется каждый год, как у  Мора.  И  люди,  стоящие  у  власти,  по  своему

статусу не ниже, чем  остальные.  Хотя  бы  потому,  что  они  работают  над

законами, а не на сельском поле.

      И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется тоталитарные общества,

где жизнь граждан  со  всех  сторон  ограничена  и  размечена  государством.

Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет.

      Таким было эстетическое влияние утопий,— оно  нигде  и  везде.  Трудно

обнаружить  его  отдельные  проявления,  но  в  любом   высокохудожественном

произведении  искусства  и  литературы  есть  частичка  утопии  —  мечта   о

совершенной человечности.

      Наблюдая жестокие нравы позднего средневековья,  социальные  мыслители

XVI  и  XVII  веков  направляли  свои  усилия  не  только   на   обоснование

незыблемости  власти  суверена,  но  и  на  поиск  более  совершенного  типа

общественного устройства, "какое по праву может называться государством".

 


01.06.2015; 12:42
хиты: 100
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь