пользователей: 21251
предметов: 10459
вопросов: 177801
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Законодательные памятники по истории Древней Руси. Русская правда.

Законодательные памятники по истории Древней Руси. Русская правда.

Русская Правда. История ее создания; ее источники. Краткая, Пространная и Сокращенная Правда. Русская Правда как исторический источник: данные о хозяйстве, социальных отношениях, государственном строе, развитии права. История изучения и публикации Русской Правды.

 

Новгородская и Псковская судные грамоты: их источники, состав, содержание. Двинская уставная грамота.

Законодательные памятники конца XV-XVII в. Судебник 1497г., его состав и содержание. Судебник 1550г. Значение Судебников для изучения экономики, общественных отношений, политического строя, права. Соборное Уложение 1649г.: его составление, источники Уложения. Состав Соборного Уложения, его значение как исторического источника. Публикации и изучение Судебников и Соборного Уложения.

 

Старейшим законодательным актом Древней Руси является Русская Правда. Об исключительном значении этого памятника сви­детельствует более 100 его списков XIII—XVIII вв., дошедших до нашего времени. По своему содержанию они делятся на три редак­ции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая Русская Правда сохранилась в двух основных списках XV в. — Академическом и Археографическом — в Новгород­ской I летописи младшего извода. Существует еще 11 списков Крат­кой редакции XVIII—XIX вв., восходящих к Академическому спис­ку. Краткая редакция Русской Правды была помещена в Новгород­ской I летописи под 1016 г., после сообщения о победе новгородско­го князя Ярослава Мудрого над великим киевским князем Свято-полком Окаянным. Однако датировка Краткой Русской Правды 1016 годом (Б. Д. Греков, Л. В. Черепнин) вызвала возражения. В записи упо­минаются сыновья Ярослава, _при которых уже после смерти Ярос­лава была составлена одна из частей Краткой Правды. Возможно, что слова о пожаловании Ярославом новгородцам Правды и Устава и текст Правды были внесены в летопись позднее. Древний перга­менный Синодальный список Новгородской I летописи (старшего извода) не имеет ни записи о грамоте Ярослава 1016 г., ни текста Русской Правды. В Софийской летописи (XV в.) есть два известия о Ярославовых грамотах. Первое —под 1019 г. — сходно с извести­ем 1016 г. Новгородской I летописи младшего извода, второе отно­сится к 1035 г. и также сообщает о грамоте Ярослава новгородцам. Если допустить, что под грамотой понимается Русская Правда, то датой возникновения Краткой редакции может считаться 1036 год.

 

По своему составу Краткая Правда делится на четыре части:

Правда Ярослава,

Правда (Устав) Ярославичей,

Поко вирный,

Урок мостникам.

 

К Правде Ярослава относят первые 17 статей. В самих списках нумерации статей нет. Она дана исследователями. При этом учи­тывались некоторые сигнальные моменты: красная строка, буква, логическое завершение мысли, существование определенных норм права, объекта права. Правда Ярослава идет до слов: «Правда ус­тавлена руськой земли, егда ся съвокоупилъ Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячно, Перенег, Микыфор Кыянин, Чюдин, Микула». Разрыв этот в тексте выделяется не только тем, что указывает на какую-то новую часть Правды, но и разбором терминологических особенностей первых 17 и последующих статей.

В Правде Ярослава предполагается существование двух слоев: древнего и более позднего. Еще В. Н. Татищев и Л. К. Гетц считали возможным отнести Правду Ярослава ко времени до крещения Ру­си. Однако сравнение юридических норм Правды Ярослава с договорами Руси с греками свидетельствует о том, что правовые нормы Правды Ярослава более позднего происхождения. В частности, в Правде право кровной мести сосуществует с заменой ее выкупом, договоры признают только кровную месть. И все же некоторые осо­бенности первых статей позволяют говорить об их возникновении' на основе более раннего памятника, что приводит к выделению этой части в так называемую Древнейшую Правду.

Вторая часть Краткой Правды получила название Правды Ярос­лавичей. Время ее составления устанавливается прежде всего по упоминанию в заголовке Ярославичей —Изяслава, Всеволода, Свя­тослава и лиц, бывших в их окружении и, по-видимому, принимав­ших участие в составлении Правды. Из текста преамбулы следует, что Ярославичи собирались в дни установления «Правды руськой земли». Такой съезд мог состояться между 1054 г. (время смерти Ярослава) и 1076 г., когда умер Святослав.

Обращение к Повести временных лет помогает установить бо­лее точно встречу братьев Ярославичей. В 1072 г. они «совокупи-шася» под Киевом, в Вышгороде, для перенесения мощей Бориса и Глеба в связи с их канонизацией. Слово «совокупишася» в па­мятниках того времени означало съезд. «Можно думать, — отмечал М. Н. Тихомиров, — что Правда Ярославичей возникла в непосредственной связи с восста­ниями в Киевском государстве 1068—1071 гг. Правда Ярославичей устанавливает особенно высокие ставки за убийства княжеских людей, участившиеся в то время вследствие волнений на Руси». Материалы для датировки Правды Ярославичей можно получить и при анализе имен, упомянутых вместе с Ярославичами на съезде.

Особое место в Краткой Правде занимают Покон вирный и Урок мостникам. Первый представляет собой устав для вирников — сбор­щиков пошлин в пользу князя. Некоторые исследователи видят в его заключительных словах «то ти оурок Ярославль» подтверждение того, что Покон вирный возник при Ярославе. Устав мостникам большинство исследователей рассматривают как правила для мо­стовщиков, строителей и ремонтников деревянных мостовых. Дру­гое толкование этого устава подразумевает мосты на реках.

Нет одинакового решения вопроса о времени и месте составления Краткой Правды в целом как единого памятника. Ряд исследовате­лей считают Краткую Правду памятником конца XI в. (М. Д. При­селков, С. В. Юшков), другие (М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин) относят ее сложение ко времени новгородских событий 1136 г. Мес­том возникновения Краткой Правды указывают Киев и Новгород.

 

Пространная Правда дошла до нашего времени более чем в 100 списках. Она больше Краткой по объему и составу. Во всех древнейших списках Пространная Правда разделена киноварными заглавиями на две части — «Суд Ярославль Володимиричь. Правда Русьская» и «Устав Володимерь Всеволодича». они возникли одновре­менно.

Источник Пространной Правды была Краткая, устав Владимира Мономаха. Причем к уставу во второй части можно отнести только статьи о резах (процентах) и закупах. На это указывает начало текста в ряде списков: «...а се уставил Володимер Всеволодович». Этот заголовок относится к статьям о резах. Время возникновения устава определяется по сообщению, в котором говорится, что Вла­димир после смерти Святополка «созва дружину». Види­мо, это совещание состоялось накануне въезда Владимира в Киев (после восстания 1113 г., направленного прежде всего против рос­товщичества). Этим по мнению Б. Д. Грекова объясняется появле­ние устава о резах.

Очень сложным представляется вопрос о возможном третьем источнике Пространной Правды. По мнению М. Н. Тихомирова, им мог быть протограф Сокращенной Правды. С. В. Юшков относил возникновение ее к первой половине XV в., когда новые правовые потребности Москов­ского княжества вынудили изъять из текста Пространной редакции статьи, потерявшие практическое значение.

Ряд статей Пространной Правды, в том числе устав о холопах, раздел о наследстве, возникли первоначально как самостоятельные акты, включенные затем в общий текст. Время возникновения свод­ного ' протографа Пространной Правды М. Н. Тихомировым и Л. В. Черепниным связывается с восстанием 1209 г. (по уточнению В. Л. Янина, это восстание было в 1207 г.) в Новгороде против рос­товщичества. Это мнение находит свое подтверждение при сравне­нии Пространной Правды с текстом договора Смоленска с Ригой 1229 г. При этом Древнейшая Правда в сведениях по истории Древней Руси первой половины XI в. не дает широкой дифферен­циации русского общества в целом и феодального класса в частно­сти. Правда Ярославичей с дополнительными статьями к ней отме­чает эти изменения для второй половины XI в. Пространная Правда содержит сведения о хозяйстве, категориях феодально зави­симых людей (холопов, закупов, смердов), о системе.юридического оформления этой зависимости, углублении социальной, классовой дифференциации, отражает классовую борьбу, политические собы­тия, вводит нас в атмосферу быта феодальной городской верхушки и купечества, свидетельствует об оживленной торговой деятельно­сти и т. д.

Источниковедческое изучение редакции и списков Русской Прав­ды позволяет проследить процесс оформления этого законодатель­ного памятника как свода постановлений и судебных обычаев, ко­торым пользовались в различных русских землях.

С установлением феодальной раздробленности тексты Русской Правды (Пространной редакции) подвергаются переработке в соот­ветствии с конкретными потребностями. Русская Правда дополня­лась многочисленными руководствами для церковных и граждан­ских судей, что привело к широкому распространению списков Рус­ской Правды в составе Кормчих и Мерил Праведных.

Почти все древнейшие списки Пространной Правды северного происхождения. Не случайно с наибольшей силой ее влияние про­слеживается в юридических памятниках Новгородской, Псковской земель, Владимиро-Суздальского княжества. Русская Правда ока­зала воздействие и на развитие правовой мысли в тех южных и за­падных землях Руси, которые вошли в состав Великого княжества Литовского и Польского государства.

 

 

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ

. Первый письменный сборник законов — Русская Правда. При Ярославе был создан первый письменный сборник законов — Русская Правда (по мнению одних исследователей, это была первая часть Краткой Правды, по мнению других — ко времени Ярослава восходит весь основной текст Краткой Правды, содержащий ряд вставок, восходящих к законодательству его сыновей). В отличие от «варварских правд», которые представляют собой запись норм традиционного обычного права, Русская Правда является памятником княжеского законодательства («Суд Ярославль Володимерича»). Уже в первой статье сборника устанавливалось, что одинаковый штраф за убийство следует уплачивать и если убитый — «русин» (житель «Русской земли» — Среднего Поднепровья), и если он «Словении» (принадлежит к союзу «словен» на севере Восточной Европы), т. о. устанавливались единые нормы права для всего населения Древнерусского государства. Нормы штрафов за увечья и телесные оскорбления определяли размер сумм, которые вносились преступником в княжескую казну. Нормы штрафа за убийства устанавливались в зависимости от социального положения. Если за княжеского слугу 80 –40 гривен, то за смерда, рядовича, закупа – 5 гривен, за убийство холопа штраф получал его хозяин.

Важную роль играл «Покон вирный» определял размеры корма, который население должно было давать в неделю сборщикам княжеских штрафов: 7 ведер солода, тушу барана, по две курицы в день, хлеба «по кольку могут ясти». Такая форма управления на практике приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков. Фактически возникало нечто вроде феодальной автономии отдельных земель где вскоре встал местный князь.

Анализ Краткой и Пространной позволяет увидеть динамику процессов. Это исторический источник называет основные занятия: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, ремесло); орудия труда (рало, плуг, борона), основные сельскохозяйственные культуры (ячмень, овес, горох), кони, овцы, свиньи, коровы, козы, домашняя птица: куры. О развитии торговли говорит ст. 54 называет купцов. Больше статей связано с земледелием и продуктами земледелия, что позволило историкам делать вывод, что основным занятием восточных славян было земледелие. Русская Правда дает понятия представителей вотчинной администрации: огнищанин, тиун, подъездной, конюший, ротальный и сельский старосты и др. Статьи позволяют судить и о классовой борьбе побеги, хищение имущества, разорение борти, поломка орудий труда, перенос межевых знаков, убийство вотчинной администрации (больший размер штрафа и есть различие с ключом – больше наказание) и др.

Мономах издал дополнение к Русской Правде — «Устав Владимира Всеволодича», облегчавший положение городской бедноты. Возможно, что вскоре была составлена и Пространная Русская Правда — общерусский закон, расширивший правовые нормы домениальной «Правды Ярославичей».

 

 

Внутрисоциальные отношения и зарождение феодальных отношений по Русской правде. Элита формировалась из княжеской дружины. Были дружинные бояре и земские бояре. Ст. 46 называет Феодалами становятся князья, бояре, и церковь.

Устройство вотчины, администрация. Рядовое население – свободные общинники – люди. Смерды – спорный вопрос: 1 – люди, обложенные данью князю или вотчиннику; 2 – рабы, посаженные на землю; 3 – представители неславянских племен, платившие дань; 4 – Рыбаков считал, что это люди, зависимые от князя, которые должны были нести военную службу и вести хозяйство: полуземледельческое, полувоенное население. Стал формироваться класс феодально-зависимого населения. Закуп – человек, взявший купу (ссуду) у феодала и обязанный отработать за это. Человек, заключавший договор (ряд) становился рядовичем – он обязался работать в хозяйстве феодала. Холоп – раб. Челядь (челядин) – троже нет единой точки зрения. Тихомиров, Греков, Юшков, Свердлов – раб, который работает по дому; чернь. Изгой – человек, изгнанный из общины (могли быть как среди смердов, так и среди князей).

 

Значение Русской Правды – первого законодательного памятника русского государства: устанавливала судебные нормы, ограничивала произвол судей, действовала во всех русских, даже литовских, землях до XV в; это законодательный документ, ограничивающий кровнородственную месть и пережитки родового строя; способствовала реальному слиянию земель в единое целое; защищала земельную собственность, укрепляла вотчину (Ст. 46 говорит о существовании княжеских, боярских и монастырских холопов), и способствовала развитию прогрессивных в то время, феодальных отношений; это важнейший исторический источник.


22.02.2014; 02:41
хиты: 2577
рейтинг:+1
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь