Л. Кольберг*. Исследуя развитие образа морального суждения у детей, подростков и взрослых, Л.Колберг предлагал им серию коротких рассказов, каждый из которых имел некоторую моральную дилемму. Испытуемым приходилось делать выбор, как поступить в описанной ситуации и обосновать свой выбор. Анализируя эти ответы, Л. Колберг выявил определенную закономерность — развитие моральных суждений зачастую зависит от возраста. В этой связи психологом было высказано предположение о том, что моральные установки в психике человека, развиваясь, проходят определенные стадии. Так как все многообразие ответов испытуемых в целом распределилось по шести направлениям, то и были обозначены эти шесть стадий. Их анализ позволил сделать вывод о том, что в своих моральных суждениях человек руководствуется либо принципами собственного психологического комфорта — избежания наказания или полу-
* Кольберг (Kohlberg) Лоуренс (1927-1987) — американский психолог, автор концепции морального развития. На ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы.
Краткая характеристика... возрастной периодизации 33
чения выгод (Колберг назвал этот уровень предконвенцион-ным), — либо принципами «видимого» соглашения с тем, что-бы чувствовать себя комфортно в социуме ( конвенционный уровень), либо формальными моральными принципами — моральные суждения основаны на определенной идеологии (послеконвенционный уровень). Таким образом стадии морального развития могут быть представлены следующим образом:
I. Предконвенционный моральный уровень.
Первая стадия — ориентация на наказание и послушание. Вторая стадия — наивная гедонистическая ориентация.
II. Конвенционный моральный уровень.
Третья стадия — ориентация на поведение хорошей де-вочки/хорошегочиальчика.
Четвертая стадия — ориентация поддержания социального порядка.
III. Послеконвенционный моральный уровень.
Пятая стадия — ориентация социального соглашения.
Шестая стадия — ориентация на универсальные этические принципы.
Возраст, в котором ребенок переходит на следующий уровень, индивидуален, хотя некоторые закономерности есть. Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся на предконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых.
Подходя к подростковому возрасту, дети, как правило, переходят на конвенционный уровень. При этом большинство подростков становятся «конформистами»: мнение большинства для них совпадает с понятием добра.
Переживаемый подростками негативный кризис, не считается нравственным дегрессом — он показывает, что подросток переходит на более высокий уровень развития, включающий в свое внимание социальную ситуацию. При этом часть подростков находится на стадии «хорошего мальчика», другие же достигают стадии «поддержания социального порядка».
Однако существуют ситуации, когда и в подростковом возрасте (а порой и позже!) человек не достигает конвенци-
3-4300
34
Возрастная педагогика и психология
онного уровня, он продолжает руководствоваться принципами исключительно собственного психологического комфорта. Происходит это в силу различных причин, чаще целого комплекса — недоразвития интеллектуальной сферы, неразвитости коммуникативного умения и др. Проведенные Фрондлихом в 1991 году исследования по материалам Кол-берга показали, что 83% правонарушителей-подростков не достигли конвенционного уровня развития.
Переход к третьему, по Колбергу, уровню морального развития, для наиболее быстро развивающихся детей бывает в 15-16 лет. Этот переход вначале кажется регрессом совести. Подросток начинает отвергать мораль, утверждать относительность нравственных ценностей, понятия долга, честности, добра становятся для него бессмысленными словами. Он утверждает, что никто не имеет право решать, как другому следует себя вести. Такие подростки часто переживают кризис потери жизненных смыслов. Результатом переживаемого кризиса является личное собственное принятие каких-то ценностей. При этом следует заметить, что далеко не все люди в своей жизни достигают этого уровня автономной совести. Часть людей до самой смерти находится на конвенционном уровне развития, некоторые не достигают даже и его.
Уровни приятия морали
Подводя итоги этого раздела, исходя из многолетней практической работы с детьми разных возрастов, а также опираясь на исследования различных психологов и педагогов: протоиерея Василия Зеньковского, Софьи Куломзиной и других, в соответствии с концепцией Кольберга, мы также выделим три уровня в нравственном восприятии детей, при этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.
Уровень принятия морали авторитета. ^ Первая стадия — принятие морали родителей. Вторая стадия — принятие морали учителя.
Уровень принятия морали социума. Третья стадия — принятие морали сверстников. Четвертая стадия — принятие морали общества.
Уровень автономной совести.
^ Пятая стадия — сомнение в существующих нравственных ценностях.
раткая характеристика.?? возрастной периодизации 35
Шестая стадия — собственный выбор системы ценностей иерархии.
Попытаемся осмыслить эту схему с точки зрения христи-нской антропологии. Каждая человеческая личность обла-ает даром свободы выбора, но чтобы этим даром восполь-оваться, человек должен впитать, пережить то, что он бу-ет выбирать. Сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо и что плохо. Затем он принимает в свою -ушу мнения учителей, потом мораль сверстников и, наконец, всего общества. И вот тут-то наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.
Напомним, что по Кольбергу для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в пятнадцать-шест-надцать лет.