пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

25) Манипуляции в управлении: их причины, приемы и законы

В управленческой деятельности руководителю все чаще и чаще приходится сталкиваться с таким явлением как манипуляция, что в переводе с латинского имеет два значения:

а) пригоршня, горсть;

б) маленькая группа, кучка, горсточка. В частности, это слово обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске. В Оксфордском словаре английского языка манипу-ляция в самом общем значении определена как обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия.

В психологической литературе термин «манипуляция» имеет три значения. Первое полностью заимствовано из техники и используется преимущественно в инженерной психологии и психологии труда.  Во втором значении, заимствованном из этологии, под манипуляцией понимается «активное перемещение животными компонентов среды в пространстве» (в противоположность локомоции – перемещению  в пространстве самих животных).

С 60-х годов он стал использоваться еще и в третьем значении, на этот раз заимствованном из политологических работ. Постепенно слово «манипуляция» начало использоваться и в контексте межличностных отношений.

Перенесение слова «метафора» в новый контекст ведет к тому, что под объектами действий-манипуляций понимаются уже не предметы, а люди, при этом сами действия выполняются уже не руками, а с помощью иных средств.

В результате манипуляция в переносном значении – это стремление «прибрать к рукам», «приручить» другого, «заарканить», «поймать на крючок», т.е. попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку.

Полная метафора психологической манипуляции содержит три важнейших  признака:

·         идею «прибирания к рукам»;

·         обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия;

·         искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.

Кто такой манипулятор?  Манипулятор может быть определен как личность, которая в целях самозащиты тем или иным способом эксплуатирует, использует и (или) контролирует себя и других в качестве объектов или вещей.

Каждый человек является до некоторой степени манипулятором. Современная гуманисти-ческая психология предполагает, что из всех манипуляций мы можем развить положительный потенциал, который А. Маслоу и К. Гольдштейн называют «самоактуализирование».

В противоположность манипулятору актуализатор может быть определен как личность, которая рассматривает себя и других в качестве личностей или субъектов, располагающих возможностью выразить свое действительное Я.

Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность  манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивается эта способность бессознательно.

Сокрытие своих истинных эмоций  –  таков удел  манипулятора. Основную задачу он видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление». Например, реакция манипулятора, которому не удалось продвинуться по службе или получить прибавку к жалованью. Придя домой, он умудряется переложить половину вины на своего умершего родителя, который его тиранил, на свою жену, которая плохо приготовила обед. Он может напиться или заболеть, обернуться подобострастной приставалой, стать мрачным, продолжить пассивную забастовку против себя, человечества, своего глупого шефа. Наряду с потребностью управлять манипулятор  испытывает потребность  в руководстве свыше.

Представители гуманистической психологии считают, что  в результате манипулирования человек утратил спонтанность, способность творчески переживать свое существование и выражать себя, превратившись в озабоченный автомат, убивающий время на  попытки сохранить  прошлое и  застраховать будущее. Он говорит о своих чувствах, но редко их испытывает. Он весьма словоохотлив относительно  своих тревог, не способен стать перед ними лицом к лицу. Он ощупью пробирается по жизни, используя целый арсенал масок и уклончивых заявлений и не сознавая действительного богатства жизни.

В каждом человеке сидит несколько манипуляторов, но среди них всегда есть главный.
Э. Шостром выделяет восемь  основных манипулятивных  типов.

1.      Диктатор. Преувеличивая свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторите-
ты – короче, делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник,  Босс, Младшие Боги.

2.      Тряпка. Прямая противоположность Диктатора. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. Характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать.  Разновидности Тряпки – Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.

3.      Калькулятор. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой – перепроверить других. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, Делатель рекламы, Шантажист.

4.      Прилипала. Противоположность Калькулятору. Из всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и заставляет  других делать за него работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный Ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный, Человек с девизом  «Ах, жизнь не удалась, и поэтому...».

5.      Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана – Сварливая Баба («Пила»).

6.      Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. Столкновение с ним труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным Парнем. Удивительно, но в любом конфликте  Хулигана со Славным Парнем Хулиган проигрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный Моралист, Человек организации.

7.      Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

8.      Защитник. Противоположность Судье. Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельно. Вместо того чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.

Выделяют четыре основныеt  манипулятивные системы.

1.      Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение. Он играет «попирающего» и достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворении от чувства их бессилия.

2.      Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному и позволяет ему распоряжаться собой. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого». В то же время пассивный манипулятор  выигрывает посредством поражения. Позволяя активному манипулятору  думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает «попирающего» своей вялостью и пассивностью.

3.      Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Для него
жизнь – это битва, где все остальные люди – это соперники или враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «попирающего» и «попираемого», и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным.

4.      Четвертая (основная) форма манипулятивной системы – это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль  безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: «Мне наплевать». Он относится к другому человеку, как к неживой кукле. Его методы то активны, то пассивны, иногда он играет «Скуку», иногда «Сварливую пилу» или «Мученика». Его секрет, безусловно, в том, что ему вовсе не наплевать, иначе бы он  не продолжал свои манипуляции. Подобные отношения нередко существуют между мужьями и женами, когда они играют в «угрозу развода», где надеются починить себе партнера, а не разойтись на самом деле.

Стиль жизни манипулятора включает четыре основные характеристики: ложь, неосознан-ность, контроль и цинизм. Философия актуализатора отмечена четырьмя  противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой и доверием (табл. 14.1).

 

Т а б л и ц а  14.1

 

Стили жизни манипулятора и актуализатора и их характеристика

 

Манипуляторы

Актуализаторы

1. ЛОЖЬ (фальшь, мошенничество). Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он ломает комедию и разыгрывает роли, долженствующие произвести впечатление, выражаемые им чувства выбираются в зависимости от обстоятельств

1. ЧЕСТНОСТЬ (прозрачность, искренность, застен-чивость). Актуализатор способен к честному про-явлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присущи чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой

2. НЕОСОЗНАННОСТЬ (апатия, скука). Манипуля-тор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать

2. ОСОЗНАНИЕ (охотник, жизненаполненность, ин-терес). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к искусству, му-зыке и другим проявлениям жизни

3. КОНТРОЛЬ (закрытость, нарочитость). Для Мани-пулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако держит себя под по-стоянным контролем и других тоже, скрывая от них свои мотивы

3. СВОБОДА (спонтанность, открытость). Актуали-затор спонтанен. Он способен к свободному выра-жению присущих ему возможностей. Он хозяин своей жизни – субъект, а не объект

4. ЦИНИЗМ (безверие). Манипулятор не доверяет се-бе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности: управлять или быть управляемым

4. ДОВЕРИЕ (вера, убежденность). Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в воз-можность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас

 

Разные авторы по-разному определяют причины манипуляции.

1. Ф. Перлз утверждал, что  основная причина лежит в вечном человеческом конфликте между опорой на себя  и опорой на внешнюю среду. Это  проблема доверия себе и другим людям. Понимание и точное описание себя зажигает стремление  к полноценной эмоциональной жизни, а значит – открыть радость, которая приходит к человеку в результате  интеграции как сильных, так и слабых сторон его личности.

Например, руководитель, не доверяя сотруднику, разрабатывает правила и требует четкого выполнения предписаний, лишая сотрудника действовать самостоятельно по своему разумению, делая его вещью в своих руках. А недоверие к себе побуждает искать поддержки у сильных.

2. Вторую причину выделил Э. Фромм. Это его статья «Человек  – это не вещь» (1957) побудила Э. Шострома поднять проблему манипулирования. Э. Фромм отмечал, что  современное общество нацеливается на рынок, где знание потребителя и манипулирование им становятся чрезвычайно важными. Современный человек испытывает большие трудности с эмоциями, он лишен живых желаний, хотений, стремлений, его жизнь скучна, пуста и бессмысленна. Он занят  тем, что манипулирует окружающими и вместе с тем надежно пойман в сети своих и чужих манипуляций.

Э. Фромм  считал, что истинная сущность человека – это любовь. Но многие люди не знают как любить, главное не осознавая того, что нельзя любить ближнего своего, пока не полюбишь  самого себя.  Человек подвержен иллюзии, что чем более он будет совершенен, тем более безупречен, и что тогда тем более его будут любить. В действительности все не так. Чем больше человек принимает себя со всеми своими слабостями и недостатками, тем более он любим. Манипулятор же пытается заменить любовь властью над другим и безнадежно проигрывает вне зависимости  от того, получается у него это или нет.

3. Третья причина объясняется  Дж. Бугенталем и экзистенциалистами. Они считают, что риск и неопределенность вокруг  столь велики, что человек чувствует себя беспомощным. Пассивный манипулятор  отказывается от контроля за ситуацией и делает себя объектом, игрушкой судьбы.

4. Страх перед затруднительным положением отмечают  в своих работах Э. Берн, Дж. Хейли,  В. Глассер. Согласно теории Вильяма Глассера, человек «безответственен» и крайне нуждается в том, чтобы «взвалить ответственность на других».

5. Альберт Эллис считает, что человек – это «личность, действующая на основании нело-гичных допущений», и каждый на протяжении жизни обучается некоторым алогичным допущениям относительно жизни. Например, потребность получать одобрение от каждого встречного и поперечного. Пассивный манипулятор пытается угодить всем и каждому, а не старается быть честным и правдоподобным.

Каждый человек должен  осознать свои манипуляции, но не как приговор себе, а как материал, который следует переделать. У человека может быть множество  жизненных проблем, которые ведут к манипулятивному поведению в целях самозащиты (от высокой  враждебности до подобострастной лести, на что уходит немало сил, которых хватит, чтобы «переделаться» в актуализатора).

Из всех манипуляций  можно развить положительный потенциал, который Абрахам Маслоу и Курт Гольдштейн называют «самоактуализированием». Тогда не отвергая манипулятивное поведение, следует превратить его в актуализационное. Актуализационное поведение – это то же манипулятивное, только выраженное более творчески. В каждом из нас есть два начала, которые
Ф. Перлз называет «собака сверху», «собака снизу». «Собака сверху» – это активное начало, выраженное в стремлении командовать, подчинять, давить авторитетом. «Собака снизу» – это пассивное начало, выражающее потребность подчиняться, соглашаться, слушаться. Каждое из этих начал может проявляться либо манипулятивно, либо творчески.

Ф. Перлз доказал, что в любом жизненном конфликте между «собакой снизу» и «собакой сверху» побеждает пассивная сторона. Универсальным примером может служить мать, которая «заболевает», когда не может справиться с детьми. Ее беспомощность делает свое дело: дети становятся послушнее, даже если они этого не хотели раньше. Родители чаще играют роль «собаки сверху», а дети с удовольствием подыгрывают им как «собаки снизу».

При таком раскладе особенно популярной становится поведенческая техника «если – то», например: «Если сделаешь уроки, то сможешь покататься на машине». Ребенок, успешно овладевший этой же техникой, отвечает: «Если родители друга разрешают ему ездить на машине в субботу и в воскресенье, то почему ты запрещаешь мне это?»

Манипулятор, как бы он ни был хитер, все-таки предсказуем. И если правильно поставить диагноз, то совсем не сложно вычислить, как он будет себя вести в той или иной ситуации.

Манипулятор – это многогранная личность с антагонистическими противоположностями, актуализатор – это  многогранная личность со взаимодополняющими противоположностями.

 

14.1. Приемы и законы манипулирования

Иллюзорная  альтернатива

Один из весьма эффективных способов запутывания отношений – предоставление другому лицу возможности выбора. Как только выбор сделан, можно тут же упрекнуть за пренебрежение другой из предложенных возможностей. С помощью такой иллюзорной альтернативы можно играючи  превратить любую счастливую жизнь в беспросветный ад.

Подобное еще могут дополнять системой, позволяющей ставить под сомнение любой полученный ответ. Требуя все новых и новых подтверждений, клиенту удается  перевести беседу на более высокий уровень абстракции.

 

«Большое через малое»

Когда просишь немногое, неудовольствие и отказ маловероятны. Но все, что дано, будучи частью, обладает удивительным свойством быть связанным с оставшимся. И если продолжать  «тянуть», то не устоять целому.

На это проницательно тонко обращает внимание Р. Тагор:

У дерева топор просил, как жалкий нищий:

«Дай хоть негодный сук, чтоб сделать топорище!»

И дуб согласье дал... Был смирным до сих пор,

А тут заносчивым, свирепым стал топор:

Недолго думая ствол подрубил под корень,

И рухнул мощный дуб, обманут, опозорен.

Задача – не оказаться на месте дуба, помня этот закон.

 

Закон «вероломства»

Естественный фон «делового» инструментария вероломства – обман, хитрость, коварство. Вероломство – просека, которую люди прокладывают  к имеющемуся  краеугольному камню морали.

Во время Жакерии отряд пахарей, сбросивший с себя путы  феодального крепостничества, под предводительством Гильома Каля, встретился с войском короля Наваррского. Король попросил перемирия у вождя крестьян и выразил желание переговорить с ним. Каль, не взяв заложников, доверчиво пошел в лагерь противника. Там он был схвачен и казнен.

Всякий раз, когда зависимо связанный с вами  человек, зовет вас к себе, предлагая дружбу, дары, партнерство, задумайтесь: а достаточно ли вы защищены от него, не грозит ли вам беда и опасность.

Быть противником, значит быть против вас. ПРОТИВ! Усвойте это и не предавайтесь несбыточным мечтам и иллюзиям.

 

Закон «вложения ожиданий»

Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним  так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать.

Для повышения самооценки человека, попавшего в трудную ситуацию, целесообразно похвалить, поднять его в собственных глазах и во мнении окружающих. Аналогичную роль  может сыграть также  любое вознаграждение.

И наоборот, упреки даже за  фактически допущенные ошибки деморализуют человека, вселяют в него неуверенность  в своих силах. Он начинает относиться к неудачам, как к неизбежному. Следствия подобной деморализации могут проявляться  в ожесточении, равнодушии, унынии, от этого напряженность возрастает еще больше. Следует авансировать человека доверием и обращаться с ним как с достойным, это способствует его совершенствованию.

Похвала требует разумной  осторожности, так как люди часто склонны воспринимать несоответствия чьим-то ожиданиям как неподтверждение ценности своей личности. Повышение самооценки до уровня уверенности в том, что человек может справиться с ситуацией, ведет к смягчению внутренней напряженности.

Однажды, посмотрев тренировку наших футболистов, звезда «кожаного мяча» бразилец Пеле сказал, что он знает,  почему они играют плохо – тренировки посвящены устранению недостатков, а надо развивать достоинства. По мнению этого футболиста, у него и его товарищей масса недостатков, но мало кто их замечает, потому что то, что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, а те недостатки, что остались, –  лишь продолжение их достоинств.

Закон  «воздаяния»

Общество победившее почти всегда проигрывает столько же, сколько  и общество побежденное.

 

Закон  «войны» на два  фронта

Психика  человека не в состоянии удерживать с одинаковым вниманием и ответственностью за положительный итог дела, превышающие числом единицу.

Вот почему  подбросить человеку  «второй фронт», не говоря о «третьем» или «четвертом» –  значит подвести его к проигрышу, поражению, разгрому.

 

Закон  «вывернутого желания»

Усиление просительного воздействия, обращенного к противнику, уменьшает вероятность исполнения просьбы. Поэтому правильным вектором поведения  будет инверсия: настойчивое нарочитое выражение какого-то нежелания увеличивает шансы скрытых чаяний.

Вспомним, к примеру, «просьбу» Братца Кролика в книге Д. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»:  «Делай со мной, что хочешь, Братец Лис, только, пожалуйста, не вздумай бросать меня в этот терновый куст». Кролик прекрасно понимал, что вероломный Лис  ни за что не исполнит его просьбу. Именно так и случилось – Лис бросил его в терновый куст, и Братец Кролик, благодаря этому, получил возможность спастись бегством.

 

Закон  «грандиозных проектов»

Ненасытность, а вернее, ненасыщаемость – ведущая черта в человеческих существах. Что бы людям ни предъявлялось  или ни давалось,  они всегда готовы и будут желать  большего. Они всегда выберут и предпочтут то, что сулит увеличение, расширение, выдвижение в первые ряды.

А если при этом еще намекающе проглядывает «центропупизм» (термин В. Маяковского), то нет в мире такой силы, которая бы удержала любого из нас от подчинения воздействиям с признаками грандиозности, гигантизма, вселенской масштабности и первородной уникальности.

«Великий комбинатор» Остап Бендер идеально обыгрывал способ реализации закона  «грандиозных проектов», когда рисовал потрясающие перспективы развития провинциальных Васюков в случае проведения там  международного шахматного турнира.

Васюковчане слушали все  с открытым ртом и верили каждому слову, потому что  чем удивительнее зов, тем надежнее на него отклик.

 

Закон  «давящего молчания»

Тот, кто первый навязывает паузу своим молчаньем, приобретает психологическое преимущество. Умение «держать паузу» – сильный ход в общей стратегии достижения своих целей.

Подобную форму психологического отказа приводит  Дж. Гелбрейт в книге  «Жизнь в наше время», ссылаясь на опыт общения с индийским лидером Дж. Неру: «Его метод, с помощью которого он избавлялся  от нежелательных идей  и неприятных просьб, был очень эффективен и приводил в замешательство. Состоял он в полном молчании. Вы просили его... Он не выдвигал возражений; он просто ничего не говорил.

Когда молчание становилось невыносимым, вы повторяли свою мысль или просьбу и  в отчаянии слышали лишь собственные слова. Вновь царило молчание.  Вы теперь ждали услышать от него хотя бы отрицательный ответ. И когда в конце концов он давал его, вы с благодарностью исчезали».

 

Закон  «заданности отношений»

Восприятие события  зависит не от события, а от стереотипа рамок, в которых это событие происходит.

Однажды организаторы двух выступлений перепутали  лекторов. Академика привезли к любителям цирка, а туда, где ждали клоуна – академика. Что произошло дальше?  Как не старался клоун рассмешить аудиторию – мало кто улыбался, зато на лекции академика слушатели покатывались со смеху, и бедный ученый никак не мог взять в толк, что же смешного в его научных исследованиях.

 

Закон «занудливого уточнения»

Накопление сведений и знаний  не только обогащает людей, но и  деформирует их.  Человек становится заложником подкрепительной  зависимости. Ему просто необходимо, чтобы окружающие знали о его знании. Отныне его  «ученость»  начинает сопровождаться зудом уточнения.

По этому «пунктику» можно уверенно и надежно тестировать людей на предмет несоответствия прочности психики объему принятой  в мышление информации.

В старой притче рассказывается о страннике, остановившем прогуливающегося  мудреца, чтобы узнать, далеко ли еще до города. «Ступай», – односложно ответил тот. Озадаченный странник продолжил путь, размышляя о грубости местных жителей. Но не прошел он и полусотни шагов, как услышал: «Постой!» Мудрец ответил: «До города тебе еще час пути». «Почему же ты не ответил сразу?» – воскликнул странник.  «Я должен был увидеть, каким шагом ты идешь», – пояснил мудрец.

Немецкий ботаник Карл Геббель  посетил своего друга художника  и тот показал ему свою картину, которая называлась «Грехопадение». Ученый внимательно рассмотрел произведение искусств и сказал: «К сожалению, в картину вкралась ошибка».

«Что-нибудь неправильно в Адаме или Еве?» – спросил художник. «Дело не в них, а в яблоке. Этот сорт создан всего восемьдесят лет назад».

 

Закон  «зеленого»  винограда

Суть подхода: сбережение, спасение себя, сохранение «своего лица» обвинением другого. Или когда хотят выразить показное равнодушие к тому, что самому достичь не в силах.

В басне И. Крылова «Лисица и виноград» рыжая  хитрюга, попав в ситуацию  «хоть видит око, да зуб неймет», увертливо манипулирует проблему и говорит по поводу совершенно спелого винограда:

На взгляд-то он хорош,

Да зелен  – ягодки нет зрелой  –

Тотчас оскомину набьет.

 

Закон  «зеркальной эмоции»

Глядя на действия других людей через призму восприятия «добра и зла», мы видим не их, а себя.  Все события –  гласит золотая аксиома Монтеня, –  плохи или хороши в зависимости от того, что мы сами о них думаем.

Здесь действует тот же механизм, что и при разглядывании себя в зеркале. Без зеркала себя не увидишь, но в зеркале, как известно, все наоборот.

Не доверяйтесь чужому пессимизму, не взращивайте свой. Пессимизм – это эмоция усталости, огорчений, неосуществленности. Ее пик – проникнутость унынием, безнадежностью, безысходностью. Ее ореол – всегда недовольство другими, наделение их несносным нравом, обвинение окружающих в незаслуженной удачливости. В таком состоянии мы всех клеймим, обличаем, позорим.

Есть формула, что люди таковы, каков я. Она справедлива. Но  не в том смысле, что мое неприятие других есть следствие моего злонравия. А в том, что мир моих переживаний искажает для меня (только для меня) истинность поступающей извне информации,  что приводит к разладу  с социальной средой.

 

Закон «игры в разницу»

Американский психолог Флетчер Бартлер в 30-е годы выступил с предложением простого варианта  лишь внешне объективной  двухсторонней аргументации: он советовал давать за «свою» позицию наиболее сильные, убедительные аргументы, за позицию «другой» стороны – наиболее слабые.

Таким путем не так уж трудно показать несостоятельность любого оппонента.

 

Закон  «иллюзии уступчивости»

Люди вовсе не так сильно стремятся к победе, как это обычно принято думать. Часто им достаточно великодушного заверения противной стороны, что она чувствует себя побежденной или хотя бы близкой к тому.

 

 

 

Закон  «исчезновения»

Когда вас ожидает планируемая против вас  акция недругов, сделайте так, чтобы вас искали.

Пусть намерения ваших противников никогда не найдут в вас  своего объекта. Это хорошее средство загашения чужого пыла и ускользания от недружественных козней. В подобной тактике  есть еще и такой аспект, как присвоение себе паузы, а следовательно, право на неожиданный ход первым.

 

Закон «красноречивого действия»

Нет лучшего средства привлечь других людей на свою сторону, чем неожиданное, яркое, запоминающееся, буквально кричащее за вас и в вашу пользу действие.

Вот пример подлинной истории, что было на самом деле. Предстояло принятие великого композитора  Людвига Ван Бетховена  в действительные члены Академии искусств в Париже. Председательствующий объявил: «Мы собрались сегодня для того, чтобы принять в члены нашей Академии великого Бетховена». И тут же добавил, что, к сожалению, ни одного вакантного места в Академии нет, тем как бы предрешив исход дела. В зале воцарилось молчание.

Но, – продолжал председатель...  и налил из стоявшего на столе графина полный стакан воды, так что  ни одной капли добавить нельзя было; затем оторвал из стоявшего тут же букета один лепесток розы и осторожно опустил его на водную поверхность.

Лепесток не переполнил стакана, и вода не пролилась. Тогда председатель, не сказав ни слова, обратил свой взор к собравшимся. В ответ последовал взрыв аплодисментов. На этом и закончилось заседание, единогласно избравшее Бетховена действительным членом Академии искусств.

 

Закон  «критической массы»

Даже нейтральные сами по себе и события, и действия легко превращаются в будто бы значимые, если их собрать воедино. В увеличении сводимого вместе количества всегда кроется нечто устрашающее.

Насыщение неба тучами нагнетает предчувствие грозы, обилие отдельных недостатков обусловливает  ожидание роковой ошибки; а собранные «до кучи» мелочи  уже рисуют не человека, а его  «истинное лицо».

 

Закон «ласки»

Каплей меда поймаешь больше мух, чем галлоном желчи (Авраам Линкольн). Об этом же говорит и необыкновенно мудрый Эзоп в басне  о «Солнце и Ветре», которые поспорили между собой, кто сильнее.  Ветер сказал: видишь старика в плаще, я заставлю его снять плащ скорее, чем ты.

Солнце спряталось за тучу, а ветер начал дуть все сильнее и сильнее, почти превратился в ураган. Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец ветер прекратился; и тогда солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Он повеселел и снял плащ. И солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

 

Закон «мешающих раздумий»

Великие дела надо совершать не раздумывая, чтобы мысль об опасности не ослабляла отвагу и быстроту (Юлий Цезарь).

 

Закон  «мимолетности благодарности»

Благодарность – как вода: ей свойственно испаряться, улетучиваться. Да, она есть, всегда есть. Но как недолго она есть, как она мимолетна!

«... Не ждите, что чувство благодарности сохранится в душе человека, которому вы сделали одолжение, хоть минуту после того, как он произнесет: “Я буду вам вечно благодарен”».

Все мы достигли своего нынешнего положения благодаря тому, что нам помогали другие. Но проведите простейший опрос – 99,9% всех нас заявят, что своими успехами они обязаны только самим себе.

 

Закон  «нежелательности  поучений»

Юноши, обдумывающие, как жить, спросили у старика:

«Можно ли сразу отличить умного от дурака?»

Старик сказал, поглядевши ввысь:

«Я их легко различаю:

Умный учится всю жизнь, дурак всю жизнь поучает» (П.И. Железнов).

Всякий раз, когда мы правы, нам следует думать о том, а  неправы ли мы в своей правоте? Люди не терпят поучений. Тем более публичного уличения  в каком-либо незнании.

 

Закон  «неустранимой колючести»

Между людьми всегда должна быть дистанция. В противном случае мы будем напоминать дикообразов, пытающихся в обнимку согреться в холодную зимнюю ночь. Намерения-то у них «теплые», а вот последствия – уколы друг друга, боль.

Распространенный способ упрекнуть кого-либо – перестать обращать на него внимание. Лишение внимания является одним из сильнейших, причем чрезвычайно «укольных» и болезненных манипулятивных средств. Его применение  без должной осторожности может задеть такие пласты человеческой натуры, последствия реагирования которых зачастую опасно непредсказуемы.

 


19.01.2015; 10:52
хиты: 85
рейтинг:0
Общественные науки
социология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь