В дошкольной методике, где накоплен некоторый опыт подобной работы, рекомендуется использовать в обучении пересказу художественных произведений несколько типов моделей. По нашим представлениям, на данном этапе моделирования может быть сохранена та же последовательность использования моделей, о которой говорилось выше: от предметной модели к схематической
знаток русских народных сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру многих народных сказок и выделил постоянные «функции» действующих лиц, последовательность которых всегда одинакова.
Д. Родари обобщил выявленные Проппом функции и свел их к 20:
- предписание или запрет,
- нарушение,
- вредительство,
- отъезд героя,
- задача,
- встреча с дарителем,
- волшебные дары,
- появление героя,
- сверхъестественные свойства антигероя,
10) борьба,
- победа,
- возвращение,
- прибытие домой,
- ложный герой,
- трудные испытания,
- беда ликвидируется,
- узнавание героя,
- ложный герой изобличается,
- наказание антигероя,
20) свадьба.
Д. Родари предложил изготовить набор «пропповских карт» (из 20, 31 или даже 50 штук), обозначив каждую функцию либо с помощью предметного (несложного сюжетного) рисунка или наклеенного изображения, либо подобрав соответствующие символы, условные знаки, что будет соответствовать предметному или схематическому моделированию сказки
В дальнейшем, усложняя задачу, педагог вводит схематическое моделирование[1]. Для схематического моделирования подойдут и народные сказки, и сюжетные авторские рассказы, которые отличаются следующими чертами: 1) четким членением содержания на отдельные смысловые части (эпизоды) и 2) ярко выраженными композиционными элементами (имеется в виду завязка – развитие действия, кульминация – развязка). С этой точки зрения легко поддаются моделированию такие тексты, как «Рукавичка», «Заяц-хваста» . Подобная модель наглядно демонстрирует детям известный принцип построения сюжета «от большого к малому» или наоборот. О.М. Дьяченко назвала подобный вид модели сериационным рядом, который представлен постепенно увеличивающимися (уменьшающимися) полосками или кружками разной длины и величины, что соответствует структуре кумулятивной сказки. По мысли И. Базик, возможен еще один тип схематических моделей – это модели соотношения формы и содержания литературных произведений. По ее определению, это комплексные модели, которые помогают проследить не только логическую последовательность развития сюжета, но и установить единство содержательной и структурной сторон текста.