Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. до н. э.). Гораций родился 8 декабря 65 г. в Венузии, старинной римской колонии на юге Италии. Отцом его был отпущенный на волю раб, скопивший себе небольшое состояние. Получил образование в Риме. Служил командиром легиона.
С самого начала своей литературной деятельности Гораций выступает как сторонник содержательной поэзии и как мастер стиха, виртуоз метрической формы. Он становится в оппозицию как к безыдейности неотериков, так и к архаистическому преклонению перед древними поэтами Рима, и ориентация на греческих классиков служит для него средством к обновлению идейной поэзии в более изысканном и более современном стиховом и стилистическом облачении. Меценат – друг и покровитель, Гораций посвятил ему около 20 стихотворений. Близость к Меценату ввела Горация в окружение Августа, но поэт старался держаться по возможности дальше от двора.
Раннее творчество Горация имеет агрессивно-полемический характер; отливается оно в форму ямбографии или сатиры.
Ямбографические стихотворения относятся к 30-м гг. и составляют небольшой сборник, дошедший до нас под заглавием «Эподы» (17 стихотворений). Эподом называлась в античности одна из строфических форм — двустишие, в котором второй стих короче первого. Такие строфы нередко встречались у Архилоха; именно этого классика греческой ямбографии поставил себе образцом молодой поэт.
Гораций начинает с политической поэзии, с пылкого протеста против непрекращающихся гражданских войн (7-й эпод). Утопическую сентиментальность он преследует жестокой иронией. Элемент пародии, «перелицовки», комического пафоса придает специфическую окраску всему сборнику, распространяясь также и на любовные стихотворения. Так, в 11-м эподе пародируется сентиментальная любовная элегия. Мотив личной вражды не играет большой роли в эподах; Гораций предпочитает выбирать противников, представляющих общественную опасность. И в выборе тем и в их трактовке заметно стремление подняться над субъективизмом неотериков; в качестве одного из средств объективирования Гораций применяет драматическую форму диалога или монолога, при которой носителем лирической темы становится уже не сам автор, а какое-либо лицо, выведенное им. Однако скоро поэт охладел к ямбографии.
Гораздо более продуктивным оказывается Гораций в области сатиры. В римской литературе сатира первоначально представляла смешанный жанр, в который могли войти и комическое и серьёзное, и возвышенное и «низкое». Глубокий мотив сатир - утверждение нравственных ценностей. В течение 30-х гг. он выпускает два сборника сатир — первый около 35/34 г., второй — около 30 г., ставя себе целью обновить жанр Луцилия в соответствии с усложнившимися эстетическими требованиями. Проблема индивидуального счастья становится отныне центральной для всей поэзии Горация. Он создает — в духе учения Эпикура — философию небогатого, но культурного рабовладельца, готового примириться с новой политической системой, поскольку она положила конец гражданской войне и позволяет индивиду без тревог отдаваться личным склонностям и работе над собой. Счастье, по Горацию, — в «золотой середине» (это выражение ему и принадлежит), в довольстве малым, как источнике внутренней независимости и господства над страстями, в безмятежном и умеренном наслаждении благами жизни. Ложные пути к счастью, погоня за мнимыми благами — основной объект сатиры Горация; она направлена против суетных стремлений, корыстолюбия, жажды почестей, тщеславия, непостоянства, зависти.
Предел его стремлений — уединенная и независимая жизнь вдали от городского шума и игры честолюбий.
Второй сборник сатир несколько отличен от первого по своему художественному методу. Персональная направленность все более ослабевает, и изложение получает обобщенный характер. Усложняется также и композиция. Во второй книге преобладает диалогическая форма, причем Гораций обычно ограничивается ролью пассивного слушателя, а рассуждение и повествование вкладываются в уста другого лица.
Сознательность творчества — характерная черта Горация. Он с большим вниманием относится к теоретическим вопросам. Гораций — поэт мысли и вместе с тем мастер сильного, сжатого слова и четкого, конкретного образа.
В 23 г. он выпускает три книги лирических «Стихотворений» (Carmina) – «Оды». Ода» — песня, или лирическое произведение в стиховых формах песни. Гораций переходит к формам монодической лирики. Его образцы теперь — Анакреонт, Сапфо и в первую очередь Алкей, и римский поэт усматривает свое право на литературное бессмертие в том, что он «первый свел эолийскую песнь на италийские лады» («Памятник»). Поборник содержательной поэзии склонен к дидактической позе, традиционной в античной лирике. Стихотворение Горация почти всегда имеет форму обращения: поэт адресуется к некоему второму лицу, и лирическая тема развертывается между авторским «я» и «ты» адресата; другие формы — монолог или диалог — попадаются лишь в виде исключения. Никто, кроме Мецената, не удостаивается больше чем одного обращения. Обращение почти всегда содержит в себе некое волеизъявление или совет.
Группа «увещательных» стихотворений, лирика размышления. Проблематика истинного счастья.
Любовная лирика Горация не выходит за пределы поэзии легких увлечений. В его сборнике мелькает много женских фигур, почти не имеющих индивидуальных черт. Дружеские приветы, и утешения, увещания и напутствия составляют ту лирическую сферу, которая получает у обычно сдержанного Горация более интимный колорит.
Особую категорию составляют оды на политические и социальные темы. В цикле од, выдержанных в торжественном, несколько «пиндаризирующем» стиле (так называемые «римские оды», III, 1 — 6), Гораций выступает как пропагандист религиозных и моральных реформ в консервативном духе, возвещенных Августом.
Большое значения имела тема скоротечности жизни. Она звучит в стихотворении Горация «Памятник», 30-ой оды 3 книги. Ода построена как обращение к Мельпомене, музе поэзии и песни.
Разносторонность содержания и его высокий идеологический уровень, новизна и многообразие стиховых форм, пластичность лирически оживленных образов, сжатая выразительность стиля, развивающая в немногих словах большое богатство словесной энергии — таковы достоинства горацианских од.
Оды – наиболее весомая часть наследия Горация; они собраны в 4 книгах – их всего более 100. Оды Горация – воплощение его политической философии. В них отзываются главные обстоятельства социальной борьбы в Риме.
В 20 г. выходит книга его «Посланий». У Горация письмо становится литературным жанром. Некоторые стихотворения представляют собой действительные письма, но в большинстве случаев конкретная ситуация письма является лишь предлогом для высказывания мыслей и настроений. Рассуждения на темы философии сливаются с показом личности автора в многообразных жизненных ситуациях. Книга «Посланий» — значительный шаг вперед в смысле искусства изображения внутренней жизни индивида.
К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий», посвященная вопросам литературы. Она состоит из трех писем. Первое (около 14 г.) обращено к Августу, касается вопросов литературной политики. Но наиболее полное изъяснение теоретических взглядов Горация на литературу и тех принципов, которым он следовал в своей поэтической практике, мы находим в третьем письме, в «Послании к Писонам», получившем впоследствии — еще в античные времена — наименование «Науки поэзии» (Ars poetica). «Наука поэзии» — как бы теоретический манифест римского классицизма времени Августа. Гораций избирает своим теоретическим руководителем Неоптолема, который признавал за поэзией как учительное, так и развлекательное значение и считал техническую выучку столь же необходимой для поэта, как и талант. Идеал Горация –прозрачность, простота, логика. Точный расчёт, умение трудиться над словом – залог литературного успеха. Один из важнейших вопросов - отношение к эллинскому наследию. Поэт против слепого копирования всего греческого. Он предлагает осваивать его. Гораций не проходит и мимо темы «Поэт и критик». Он не приемлет критиков-лицемеров, льстецов; он за истинного знатока, полезного для серьёзного поэта.
В общей сложности в «Посланиях» более 20 стихотворений.