пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

40. Изменения в агиографическом жанре в XVII веке: «Житие Юлиании Лазаревской» Дружина Осорьина, «Житие протопопа Аввакума».

Жития святых XVII века знаменуют собой, в известном смысле, логическое завершение древнерусской агиографии, постепенный переход к новому периоду русской литературы. В 1-й половине XVII века (период “смутного времени”) наблюдается трансформация жанра - агиографические произведения наполняются географическими реалиями ( например, “Повесть о житии Варлаама Керетского”), элементами бытовой повести (“Повесть об Ульянии Осорьиной”, “Повесть о Марфе и Марии”)

     Повесть о Юлиании Лазаревской обычно трактуется исследователями не столько как житие, сколько как биографические записки. В таком случае перед нами - единственная собственно биография древнерусской женщины, замечательная своей правдивостью, простотой и богатством бытового содержания. С другой стороны, сопоставление структуры "Жития Юлиании Лазаревской" с традиционным житийным каноном позволяет понять, что перед нами – очередной этап эволюции житийного жанра в древнерусской литературе.

Житие Юлиании Лазаревской имеет ряд общих черт с библейской историей об Иове Многострадальном. Святая Юлиания проходит через множество испытаний и искушений, и в каждом из них доказывает свою верность Богу. Это голод, холод, мор, смерти детей, бесовские страхования и т.д. Никакие обстоятельства не могут ее сломить, во всех случаях она ведет себя по-христиански: обмывает, погребает, раздает хлеб, деньги и одежду, лечит язвенных и заразных, посещает узников, заказывает сорокоусты в разных монастырях. Подводя итог, агиограф говорит о ней: "Потерпе же в той нищете… а не оскорбися и ничему об том не поропта. И не согреших ни во устнах своих, не даде безумия Богу и не изможе нищетою, но паче первых лет весела бе". И умирает святая со славословием Богу на устах: "Слава Богу, всех ради. В руце Твои предаю дух мой. Аминь".

      Г.П. Федотов писал, что Юлиания Лазаревская – святая преимущественно православной интеллигенции, т. к. в ней находит свое оцерковление ее традиционное народолюбие и пафос социального служения. Хотя Юлиания прошла через суровую аскезу и мечтала о монашестве, но не внешние причины помешали ей принять его. Она осталась верной своему личному христианскому призванию служению мира и деятельной христианской любви.

    Поводом для написания Повести об Ульянии Осорьиной послужил традиционный для создания агиографического произведения мотив: чудеса и исцеления у гроба считались показателями и доказательством святости умершего и часто становились толчком к написанию жития нового чудотворца или чудотворицы. Тяготение к агиографическому канону отчетливо прослеживается в композиционной структуре памятника. Повествование ведется по традиционной житийной канве: рождение героини от благочестивых родителей, ее стремление к аскезе с детских лет ("от смеха и всякие игры отгребашеся"), смирение и послушание, прилежание в посте и молитвах; добродетельное житие венчают честное преставление и исцеления у гроба новой муромской чудотворицы. Однако старая житийная схема наполняется здесь принципиально новым содержанием: происходит "взрыв жанра изнутри" (Л. Боева). Ореолом святости наделяется обычная женщина, мирянка (Ульяния даже перед смертью не приняла пострига). Идеализация образа осуществляется наперекор традициям житийного канона; героиня не возносится над бытом, а, напротив, погружается в него, изображается в обыденных делах и ситуациях: в ведении "домовного хозяйства", в отношениях с мужем и его родителями, чадами и домочадцами. Главные добродетели Ульянии, которые постоянно подчеркиваются автором и расцениваются им как подвиги благочестия, - это трудолюбие ("по вся нощи без сна пребываше, в молбах, и в рукоделии, и в прядиве, и в пяличном деле") и сострадание, готовность к помощи ("вдовами и сиротами, аки истовая мати, печашеся"). Суть подвижничества Ульянии заключается в той "любви нелицемерной" к ближнему, которую она проповедовала и "делом исполняла" всю жизнь.

  «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - 1670 год. Название отсылает к агиографической традиции, но тут же традиция разрушается. Сам не мог написать о себе житие. Его не только никогда не канонизировали, но даже отлучили от церкви как главу раскольников, которые не приняли церковных реформ патриарха Никона в середине 17 века.

     Все элементы жития приобретают иное качество: во вступлении он говорит о своих принципах книжника (эстетические взгляды). «Буду писать своим родным языком», то есть так, как говорит, специально не украшая, хотя агиографические произведения всегда писались торжественно. Родители изображены не канонически: отец — пьяница, мать — благочестива, стала монахиней.

      Когда Аввакум отвлекается от рассказа о самом себе и переходит к размышлению о человеке, его судьбе, он говорит высоким слогом, прибегает к символическим образам. Например, корабль — символ жизни Аввакума, в которой были и счастье, и горе.

     Меняется представление о времени, появляется перспектива времени: по иному чувствует, изображает время. В агиографических произведениях автор отстранен от времени жизни самого героя — абстрагирован. У Аввакума эгоцентрическое время, точкой отсчета изображаемых событий является он сам. Поэтому может нарушаться последовательность событий. Например, в финале он вспоминает, как изгонял бесов. Автор и герой слились в одном лице.

Пространство очень обширное: Москва, Тобольск, Сибирь, Байкал.

 


28.01.2014; 19:09
хиты: 2562
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь