пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Макромир: концепции классического естествознания. Проблема антропогенеза. Влияние природы на человека. Географическая среда

Для того чтобы ядерная реакция имела положительный энергетический выход, удельная энергия связи нуклонов в ядрах исходных продуктов должна быть меньше удельной энергии связи нуклонов в ядрах конечных продуктов. Это означает, что величина ΔM должна быть положительной.

Возможны два принципиально различных способа освобождения ядерной энергии

Макромир:  концепции  классического  естествознания.

В  истории  изучения  природы  можно  выделить  два  этапа:  донаучный  и  научный.

Донаучный,  или  натурфилософский,  охватывает  период  от  античности  до  становления  экспериментального  естествознания  в ХVI –XVII  вв.  В  этот  период  учения  о  природе  носили  чисто  натурфилософский  характер:  наблюдаемые  природные  явления  объяснялись  на  основе  умозрительных  философских  принципов.

Формирование  научных  взглядов  на  строение  материи  относится  к  XVI  вв.,  когда   Г. Галилеем  была  заложена  основа  первой  в  истории  науки  физической  картины  мира – механической.  Он  не  просто  обосновал  гелиоцентрическую  систему  Н. Коперника  и  открыл  закон  инерции,  а  разработал  методологию  нового  способа  описания  природы – научно – теоретического.   Суть  его  заключалась  в  том,  что выделялись  только  некоторые  физические  характеристики,  которые  становились  предметом  научного  исследования.

И.Ньютон,  опираясь  на  труды  Галилея,  разработал  строгую  научную  теорию  механики,  описывающую  и  движение  небесных  тел, 

и  движение   земных  объектов  одними  и  теми  же законами.  Природа  рассматривалась  как  сложная  механическая  система.

Итогом  ньютоновской  картины  мира  явился  образ  Вселенной  как  гигантского  и  полностью  детерминированного  механизма,  где  события  и  процессы  являют  собой  цепь  взаимозависимых  причин  и  следствий.  Отсюда  и  вера  в  то,  что  теоретически  можно  точно  реконструировать  любую  прошлую  ситуацию  во  Вселенной  или  предсказать  будущее  с  абсолютной  определённостью.  И.Р. Пригожин  назвал  эту  веру  в  безграничную  предсказуемость  “  основополагающим  мифом  классической  науки”.

Другой  областью  физики,  где  механические  модели  оказались  неадекватными,  была  область  электромагнитных  явлений.   Эксперименты  английского  естествоиспытателя  М.Фарадея  и теоретические  работы  английского  физика  Дж.  К. Максвелла  окончательно  разрушили  преставления  ньютоновской  физики  о  дискретном  веществе  как  единственном  виде  материи  и  положили  начало  электромагнитной  картине  мира.

 

Проблема   антропогенеза

Человек – сложная  целостная  система,  которая  в  свою  очередь  является  компонентом  более  сложных  систем – биологической  и  социальной.  Это  обусловлено  тем,  что  он  является  существом,  как  биологическим,  так  и  социальным,  Одной  стороной  своего  существования  человек  принадлежит  природе, другой -  социальному  миру. А  в  целом  он  является  предметом  изучения  множества  наук. 

Первый  вопрос,  на  который  следует  ответить, заключается  в  том,  как   биологический  организм,  принадлежащий,  к  типу  хордовых,  подтипу  позвоночных,  классу  млекопитающих,  отряду  приматов,  семейству  гоминид,   превращается  в  человека – существо  не  только  биологическое,  но и социальное,  в  носителя  культуры.  В  этом  и  состоит  суть  проблемы    антропогенеза.

45. Фрейд,  открывший  целое  направление  в  учении  о   человеке  и  утвердивший   бессознательное  как  важнейший  фактор  человеческого  измерения  и  существования.  Он  представлял  бессознательное  как  могущественную  силу,  которая  противостоит  сознанию.

Согласно  его  концепции,  психика  человека  состоит  из  трёх  пластов.   Самый  нижний  и  мощный  пласт – “Оно” (id) – находится  за  пределами  сознания. По  своему  объёму  он  сравним  с  подводной  частью  айсберга.  В  нём  сосредоточены  различные  биологические  влечения  и  страсти, прежде  всего  сексуального   характера,  и  вытесненные  из   сознания  идеи.  За  тем  следует  слой  сознательного –это  “Я”(ego) человека.  Верхний  пласт  человеческого  духа -  “сверх –я”  (Super  Ego) – это  идеалы  и  нормы  общества,  сфера  долженствования   и  моральная  цензура.

В  итоге  оказывается,  что  собственное  “Я” – сознание  человека  не  является  “хозяином  в  своём   собственном  доме”.  Поэтому  сам  человек – прежде  всего  существо,  управляемое  и   движимое   сексуальными  устремлениями  и  сексуальной  энергией (либидо).

 

Человек:  индивид  и  личность

Человек  является  существом  биосоциальным,  носителем  как  биологических,  так  и  социальных  качеств  и  свойств.  На  уровне  социального  бытия  и  в  рамках  социальной  теории  проблема  человека  трансформируется  в  проблему  соотношения  индивида  и личности.

С биологической  стороны  человек  выступает  прежде  всего  как  индивид,  а  со  стороны  социальной – как   личность.

Человек  рассматривается  как  индивид  в  качестве  единичного  представителя  человеческого  рода.  Индивид – это  всегда  один  из  многих, он  всегда безличен. В  этом  смысле  понятия  “индивид”  и  “личность”  являются  противоположными  как  по  объёму,  так  и  по  содержанию.

“Личность”  -  это  понятие,  весьма  богатое  по  социальному  содержанию, включающее  не  только  общие  и  особенные  признаки,  но  и   единичные,  уникальные  свойства  человека.  Личность – и  есть  социальная  индивидуальность  т.е.   совокупность  характерных  для  человека  социальных  качеств,  социальная  самобытность.

Личность  имеет  сложную  структуру,  поэтому  возможны  различные  подходы  к  её  рассмотрению,  которые  хотя  и  взаимосвязаны  между  собой,  имеют  важные  отличия.

47. средствами воздействия на общество, осмысленное применение которых позволяет управлять его жизнью и смертью, являются:

1-й ПРИОРИТЕТ. Информация мировоззренческого характера, методология познания, осваивая которую, люди строят — индивидуально и общественно — свои “стандартные автоматизмы” распознавания и осмысления частных процессов в полноте и целостности Мироздания и определяют в своём восприятии иерархическую упорядоченность их во взаимной вложенности. Она является основой культуры мышления и полноты управленческой деятельности, включая и внутри-общественное полновластие.

2-й ПРИОРИТЕТ. Информация летописного, хронологического, характера всех отраслей Культуры и всех отраслей Знания. Она позволяет видеть направленность течения процессов и соотносить друг с другом частные отрасли Культуры в целом и отрасли Знания. При владении сообразным Мирозданию мировоззрением, на основе чувства меры, она позволяет выявить частные процессы, воспринимая “хаотичный” поток фактов и явлений в мировоззренческое “сито” — субъективную человеческую меру распознавания.

3-й ПРИОРИТЕТ. Информация факто-описательного характера: описание частных процессов и их взаимосвязей — существо информации третьего приоритета, к которому относятся вероучения религиозных культов, светские идеологии, технологии и фактология всех отраслей науки.

4-й ПРИОРИТЕТ. Экономические процессы, как средство воздействия, подчинённые чисто информационным средствам воздействия через финансы (деньги), являющиеся предельно обобщённым видом информации экономического характера.

5-й ПРИОРИТЕТ. Средства геноцида, поражающие не только живущих, но и последующие поколения, уничтожающие генетически обусловленный потенциал освоения и развития ими культурного наследия предков: ядерный шантаж — угроза применения; алкогольный, табачный и прочий наркотический геноцид, пищевые добавки, все экологические загрязнители, некоторые медикаменты — реальное применение; “генная инженерия” и “биотехнологии” — потенциальная опасность.

6-й ПРИОРИТЕТ. Прочие средства воздействия, главным образом силового, — оружие в традиционном понимании этого слова, убивающее и калечащее людей, разрушающее и уничтожающее материально-технические объекты цивилизации, вещественные памятники культуры и носители их духа.

Хотя однозначных разграничений между средствами воздействия нет, поскольку многие из них обладают качествами, позволяющими отнести их к разным приоритетам, но приведённая иерархически упорядоченная их классификация позволяет выделить доминирующие факторы воздействия, которые могут применяться в качестве средств управления и, в частности, в качестве средств подавления и уничтожения управленчески-концептуально неприемлемых явлений в жизни общества.

При применении этого набора внутри одной социальной системы это — обобщённые средства управления ею.

А при применении их же одной социальной системой (социальной группой) по отношению к другой, при несовпадении концепций управления в них, это — обобщённое оружие, т. е. средства ведения войны, в самом общем понимании этого слова; или же — средства поддержки самоуправления в иной социальной системе, при отсутствии концептуальной несовместимости управления в обеих системах.

Указанный порядок определяет приоритетность названных классов средств воздействия на общество, поскольку изменение состояния общества под воздействием средств высших приоритетов имеет куда большие последствия, чем под воздействием низших, хотя и протекает, как правило, медленнее и без “шумных эффектов”.

То есть, на исторически длительных интервалах времени быстродействие растёт от первого к шестому, а необратимость результатов их применения, во многом определяющая эффективность решения проблем в жизни общества в смысле раз и навсегда, — падает.

Первый, второй, третий приоритеты первенствуют над четвёртым, поскольку, если общество некогда удалось оболванить, то после этого хозяевам и заправилам его дурости будет подчинена вся его жизнь, включая и экономическую деятельность; и наоборот — если общество освободилось от некой дурости, то хозяева и заправилы его прежней дурости в результате этого потеряют власть и над его жизнью и экономикой.

Четвертый приоритет первенствует над пятым, поскольку финансы — система безструктурного управления, способная в сочетании с 1, 2, 3 приоритетами вызвать к действию или подавлять 5 и 6, но не наоборот.

Первый приоритет не покупается и не нанимается, не отторгается силой, поскольку собственное миропонимание — это единственный продукт труда, который не отчуждается от человека ни по его воле, ни вопреки его воле. Чужим умом не проживёшь, если самому лень организовать своё же мышление или своего ума нет."

48. .  Влияние  природы  на  человека.  Географическая  среда

Связь  человека  с  окружающей  средой  особенно  ярко  выражена  в  сфере  материального  производства.  Природные  богатства  служат  естественной  основой  материального  производства  и  жизни  общества  в  целом.

Природа  является  естественной  основой  жизнедеятельности  человека  и  общества  в  целом.  Вне  природы  и  использования  созданных  на  её  основе  предметов  человек  не  существует.

Влияние  природы  в  виде  конкретной  географической  среды  на  историческое  развитие  того  или  иного  народа  весьма  различно. Данное  различие  было  особенно  чувствительным  для  человека  на  ранних  ступенях  общества,  когда  преобразование  предметов  природы  составляло  лишь  весьма  незначительный  процент  по  сравнению  с  их  использованием  в  готовом  виде.

 

Географический  детерминизм

Степень  воздействия  природы  и зависимость  человека  от  неё  столь  велики,  что  осознание  этого  послужило  основой  для  появления  целого  направления  в  науке – географического  детерминизма.  Его  сторонники  полагали,  что  развитие  человеческого  общества  решающим  образом  определяется  влиянием  на  него  различных  географических  (природных)  факторов.

Они  считали,  что  развитие  народов  определяется  в  первую  очередь  природным  ландшафтом, почвой,  климатом и пищей.

Интересной  является  “ океаническая  концепция”    Л.Н.  Мечникова.  Суть  её  в  том,  что  развитие  человеческого  общества  определяется  в  первую  очередь  освоением  водных  ресурсов  и  путей  сообщения.  Согласно  его  концепции,  последовательно  сменяя  друг  друга,  существовало  несколько  цивилизаций:  речная (при  освоении  великих  рек  Китая,  Египта,  Месопотамии и  других  стран),  Средиземноморская(овладение  морским  пространством),  и  новая  Океаническая (  в  масштабах  всей  Земли). .  Влияние  человека  на  природную среду.  Техносфера.

Масштабы  созданной  человечеством  материальной  культуры  поистине  огромны.  И  темпы  её  развития  постоянно  увеличиваются. В  наши  дни  так  называемая  техномасса   уже  на  порядок  превышает  биомассу.  Это  тревожный сигнал, он  требует  вдумчивого  отношения  к  балансу  составляющих системы  природа – биосфера – человек.

  Уровень  воздействия  человека  на  окружающую  среду  зависит  в  первую  очередь  от  технической  вооружённости  общества.  XX  столетие – век  научно – технического  прогресса.  Связанный  с  качественно  новым  взаимоотношением  науки, техники и технологии,  он  колоссально  увеличил  масштабы  воздействия  общества  на  природу.

В  результате  преобразования  человеком  естественной  среды  обитания  можно  говорить  уже  о  реальном  существовании  нового  её  состояния – о  техносфере.

49. Учение о ноосфере возникло в рамках космизма – философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира. Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц. Заслуга В.И. Вернадского заключается в том, что он дал этому термину новое, материалистическое содержание. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

В работах В.И. Вернадского можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые менялись на протяжении жизни ученого. В.И. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х годов после разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, русский ученый употреблял понятие «ноосфера» в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли как главного фактора перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние — отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих. Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества». [С. 315]

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

1.                ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

2.                ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда.

 

 

50. Взаимосвязь  космоса  и  живой  природы

Благодаря  связи  всего  существующего  космос  оказывает  активное  влияние  на  самые  различные  процессы  жизни  на  Земле.

Влияние  космоса  на  происходящие  на  Земле  процессы  (например,  Луны  на  морские  приливы  и  отливы,  солнечные  затмения)  люди  подметили  ещё  в  древности.  В  XX  столетии  знания  о  влиянии  космоса  на  Землю  существенно  пополнились.  И  в  этом  есть  заслуга  и  российских  учёных,  в  первую  очередь  представителей   русского  космизма – А.Л.Чижевского,  К.Э. Циолковского,  Л.Н. Гумилёва,  В.И. Вернадского.

Понять  оценить  и  выявить  масштабы  влияния  космоса  и  прежде  всего  Солнца  на  земную  жизнь  и  её  проявления,  во  многом  удалось  Чижевскому.

Многие  идеи  А.Л.  Чижевского  нашли  своё  применение  в  области  космических  и  биологических  наук.  Они  подтверждают  неразрывное  единство  человека  и  космоса,  указывают  на  их  тесное  взаимовлияние.

51. 1.СМИ настроена против власти и готова хамить в ее сторону только за большие деньги и по просьбе власти.

2.Власть в свою очередь готова терпеть оскорбления СМИ, платить за это огромные деньги, ожидая взамен от СМИ поднятие рейтинга.

3.Между властью и СМИ могут быть и не наигранные негативные отношения, благодаря которым власть или СМИ хочет унизить другую сторону.

4.Власть может просить поддержки у СМИ и, что очень странно, СМИ могут помогать власти бескорыстно.

5.Власть может брать СМИ под свою опеку, не требуя чего-либо взамен.

6.Власть и СМИ могут не пересекаться вообще и «жить» отдельно друг от друга, причем ни одна из сторон от этого не пострадает.

7.Власть и СМИ могут сотрудничать для того, чтобы  донести какую-либо важную информацию до народа.

8.Власть может устраивать открытые конференции в поддержку СМИ, а СМИ в свою очередь в поддержку власти

52. Христианство - самая крупная по числу последователей мировая религия.

Возникла в Палестине в результате деятельности Иисуса Христа, а также его ближайших последователей. Распространение христианства, особенно в первые пять столетий нашей эры, шло очень быстро. Основная часть христиан почитает Иисуса Христа как второе лицо Божественной Троицы, единого Бога в трёх лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Священным Писанием признаются Ветхий и Новый Заветы.

Основная часть христиан верит в Боговоплощение, крестную жертву Иисуса Христа, своей мученической смертью искупившего грехи людей, воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо, грядущее второе пришествие Христа, будущее воскрешение мёртвых и вечную жизнь после воскрешения.

Большинство христиан признаёт необходимость совершения таинств - священных действий, призванных сообщить верующим Божью благодать. Православные, монофиситы и католики признают семь таинств: крещение, миропомазание (у католиков - конфирмация), причащение, покаяние (исповедь), елеосвящение, брак, священство. Большинство протестантов - только два: крещение и причащение (при этом многие рассматривают их как простые обряды).

Христианство имеет большое число направлений, течений, деноминаций. Основные направления - православие, католицизм, протестантизм, монофиситство, несторианство. Православие и монофиситство в организационном отношении делятся на значительное число поместных церквей. Общая численность христиан составляла в 1996 г. 1955 млн. человек, около 34% всего населения мира. По числу последователей христианство почти вдвое превышает вторую по влиянию мировую религию - ислам.


Ислам

Ислам (по-арабски "покорность") - монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), её последователи - мусульмане.

Возник в Аравии в VII в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.

Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому всемогущему Богу - Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

  1. вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
  2. пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
  3. милостыня в пользу бедных (закат);
  4. пост в месяце рамазан (саум);
  5. паломничество в Мекку (хаджж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Священное Предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В X в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В VIII-IX вв. возникло мистическое течение - суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. человек (1990 г.).

Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.


Буддизм

Буддизм - одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом).

Возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии - V в. до н.э.- начало 1-го тыс. н.э. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири. В Индии к XII в. растворился в индуизме.

В центре буддизма - учение о "четырёх благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание - состояние беспокойства, напряжённости, равное желанию; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности с внешним миром, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, что влечёт за собой уничтожение желаний, точнее - угасание их страстности.

Важный в буддизме принцип т.н. срединного пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и полного подавления этого влечения. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов (например, медитация, "буддийская йога").

В буддизме нет души как неизменной субстанции, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал и монашеские общины и т.д. Буддизма придерживаются в мире около 500 млн. человек

53. Основные положения учения Живой Этики

Мироздание, согласно Живой Этике, — это целостная энергетическая структура

Согласно Живой Этике, космос содержит проявленные и непроявленные миры. Он беспределен в пространстве и вечен во времени.[8]

Мироздание — это целостная энергетическая структура. Все ее части, включая и человека, взаимодействуют между собой в энергоинформационном обмене, который рассматривается как одна из движущих сил космической эволюции.[9] В основе Мироздания лежит материя, в понятие которой включены как формы, изучаемые современной наукой, так и более тонкие, науке пока не известные.[10]

Множественные миры в космосе образуются за счет существования и развития разных состояний материи с различным числом измерений. [9]

Вселенная развивается по космическим законам. В ее развитии принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли. Поэтому изучение космических законов является важнейшей задачей человечества.[10]

В Живой Этике утверждается, что «человек является самым мощным претворителем космических сил», [11] что он есть «часть космической энергии, часть стихий, часть Космического разума, часть сознания высшей материи».[12]

II

Главная задача эволюции — одухотворение (создание более высоких форм) материи через утончение ее энергетики. Одухотворяет материю дух, который является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой. Материя есть кристаллизованный дух, дух есть сублимированная материя. Он занимает в Мироздании главенствующее положение и выступает в качестве основы космического творчества.[13]

Человек как энергетическая структура не только является частью космоса, но и несет его в своем внутреннем мире. Это дает возможность человеку посредством энергетики своего духа влиять на эволюционное творчество космоса. [14]

«…в каждом творении необходимо участие энергий человека, как носителя высших принципов Космоса»[15].

Совершенствуя свою материальную и духовную природу, отношения между людьми и отношение с природой, человек выступает активным субъектом эволюции. Основным средством такого совершенствования является психическая энергия — субстанциальная основа всех психических проявлений человека, которая носит универсальный характер.[8] В связи с этим Е. И. Рерих пишет, что

«все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии, или из единого элемента — Огня, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего, о ЕДИНОМ НАЧАЛЕ, из которого возникла ВСЕЛЕННАЯ».[16]

Всеначальная энергия неисчерпаема по своим запасам, ее формы многообразны. Для человека она не является ни «доброй», ни «злой», это человек может использовать ее на добро или зло.[17]

III

Живая Этика рассматривает воздействие энергии мысли человека на окружающее пространство. Это воздействие определяется нравственными мотивами деятельности человека и степенью их соответствия идее общего блага. Оно может быть как положительным, конструктивным, творческим, так и отрицательным, деструктивным, антикультурным.[8]

«Во имя благого сотрудничества для новой ступени совершенно неотложно усвоить значение мысли. <…> Ведь весь Космос строится на мысли! Все благо, все разрушение зиждется на мысли. Мысль несет жизнь, мысль приносит смерть! Когда же это будет познано? Нет в Космосе рычага сильнее мысли, насыщенной психической энергией».[18]

Любое земное явление Живая Этика рассматривает с точки зрения взаимодействия духа и материи, энергетики этого взаимодействия. Это позволяет выявить реальный смысл явления и установить его причинные связи. Человек сам своими мыслями, желаниями и действиями предопределяет основные вехи своей будущей жизни. Согласно Живой Этике, нарушение человечеством законов космоса завело его в тупик. Это грозит разрушением планеты.[13]

IV

В Живой Этике широко поставлена проблема Культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов.[13] Культура трактуется как самоорганизующаяся система духа, которая связана с тонко-энергетической (духовной) составляющей человека.[19] Возникающие в пространстве Культуры Любовь и Красота, согласно Живой Этике, являются устоями эволюции и определяют ее качество. Отсутствие какого-либо из этих устоев прерывает космическую эволюцию и уводит процесс в инволюцию.[13] Поэтому человечеству необходимо стремиться к духовному самосовершенствованию, расширению сознания и созиданию культуры. Важно сохранять и преумножать культурное богатство всех народов Земли.[8][19]

V

С процессом расширения сознания и эволюции человечества тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики — «Учитель — ученик» — принцип, который известен еще из пространства культуры и философии Древнего Востока. В методологии Живой Этики этот важнейший принцип расширен до универсальных масштабов и рассматривается как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества. Если в древности Учитель выступал в качестве мифологического культурного героя, то в современной теории познания он представлен как один из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы. Эта Иерархическая цепь «Учитель — ученик» состоит из многочисленных звеньев, переходящих одно в другое и уходящих в Беспредельность, но она имеет и свою земную часть — земных Учителей и земных учеников. Человек же включен в цепь космической Иерархии, без духовного творчества которой была бы невозможна ни эволюция Космоса, ни развитие человечества.[20]

VI

Придавая большое значение религии в истории человеческого общества, Живая Этика на современном этапе отводит основную роль такой форме познания как наука.[19]

«Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны претвориться в научные формулы». [21]

Институт Гималайских исследований «Урусвати», основанный Рерихами в Индии в 1928 году

Живая Этика в своем понимании мира и человека предполагает научное объяснение в будущем всем явлениям Мироздания. Феномены, не поддающиеся пока научному объяснению, обязательно получат научную интерпретацию, и их сущность будет раскрыта в процессе познания.[19] Согласно Живой Этике, область науки не может ограничиваться изучением только биологических объектов, она должна исследовать психические и духовные явления, такие как душа (психея), сознание, мысль, психическая энергия, проблема бессмертия и смысла жизни, которые относились ранее к сфере религии.[10] «Наука пусть шире ведет к познанию неограниченному». [22] Эти идеи Живой Этики схожи с программой Тейяра де Шардена, который считал, что «удовлетворительное истолкование универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире».[23] Живая Этика утверждает, что для выполнения своей роли наука должна претерпеть существенные изменения, отбросив устаревшие догмы, став более открытой и более одухотворенной. Также она должна быть этической, непредубежденной и принимать различные формы знания. Новой науке необходимо использовать духовные наработки человеческой культуры. Она должна выйти на новый уровень изучения тонких явлений, которые требуют научных объяснений и научной практики.[24] В качестве основного научного метода Живая Этика видит опытное познание.[25]

«Мир будущий, мир высший грядет в доспехе лучей лабораторных. Лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет уявлена наглядная разница в ее качестве, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание высших законов, и отсюда и познание высших целей, которое поведет к преображению всей материальной природы. Преображенная природа и преображенный дух народа подскажут и новые лучшие формы устроения всей жизни»[26].

VII

Согласно Живой Этике, важнейшей задачей эволюции на современном этапе является переход от вражды, конфронтации и разъединения к согласию, единению и сотрудничеству. Человечеству необходимо стремиться к равенству всех людей независимо от пола, национальных, расовых или социальных различий. Во всех сферах деятельности должно преобладать нравственное начало. Без искоренения несовершенства и невежества невозможно установить справедливую жизнь на Земле. Поэтому каждый человек должен стремиться к совершенствованию: изживать самость, эгоизм (во всех его видах), утверждать и развивать самоотверженность и терпимость в отношениях между людьми. В этом процессе человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, страной и всем человечеством и действовать во имя общего блага. Нет необходимости отдаляться от мира, уходить от людей, замыкаться в себе. Живая Этика утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества.[27]

VIII

Живая Этика называет наступающую эпоху Эпохой Женщины. Женщине предстоит сыграть важную роль в процессе становления высококультурного общества. Она должна осознать свое космическое предназначение, восстановить свои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности.[27]

«Идущее время снова должно предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным сотрудником. Ведь все величие Космоса зиждется на этих двух Началах. Основа Бытия есть величие двух Начал. Как же возможно умаление одного из них? Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы имеют в основании причину — унижение женщины»[28].

«Конечно, главным стимулом к раскрепощению женского сознания и ее подчиненного положения явится новое воспитание. Оно от ранних лет будет закладывать понимание основ бытия, назначения и роли человека в мироздании и тем даст новое направление всему мышлению, следствием чего явится расширение горизонта во всех областях жизни. И только тогда можно будет ожидать искоренения многих вреднейших привычек и предрассудков, ставших обычаем, и пошлейших устремлений и занятий, являющихся главным злом и причинами происходящего массового разложения и безумия»[29].

IX

Согласно Живой Этике, важнейшими средствами совершенствования являются непрерывное обучение и труд. Человеку необходимо знать культуру прошлого и настоящего, достижения науки, изучать окружающий мир и самого себя. Труд должен быть добровольным, творческим, напряженным, но посильным. Важная роль отводится качеству труда. В процессе осознанного, устремленного труда, при его высоком качестве, развивается психическая энергия человека, овладение которой ведет к развитию высших форм сознания, таких как чувствознание и духоразумение. Их частичными проявлениями являются интуиция и озарение. В живой Этике указывается естественный путь развития психической энергии. Это путь сердца, любви и труда. На этом пути человеку необходимо очищать свое мышление, развивать возвышенные чувства и мысли через приобщение к искусству и постоянное сердечное устремление к Свету.[30]

X

Живая Этика открыта для всех, но не навязывается никому. Она выступает против всех форм миссионерства. «Двери к Знанию широко открыты, но желающий может войти только сам»

54. Биологическая эволюция – это наследственное изменение свойств и признаков живых организмов в ряду поколений. В ходе биологической эволюции достигается и постоянно поддерживается согласование между свойствами живых организмов и условиями среды, в которой они живут. Поскольку условия постоянно меняются, в том числе и в результате жизненной активности самих организмов, а выживают и размножаются только те особи, которые наилучшим образом приспособлены к жизни в измененных условиях среды, то свойства и признаки живых существ постоянно меняются. Условия жизни на Земле бесконечно разнообразны, поэтому приспособление организмов к жизни в этих разных условиях породило в ходе эволюции фантастическое разнообразие жизненных форм. Идеи, методы и подходы эволюционной биологии внесли и продолжают вносить фундаментальный вклад во многие отрасли биологии, такие как генетика, молекулярная биология и биология развития, физиология, экология, а также в геологию, палеонтологию, медицину, сельскохозяйственные науки, психологию, антропологию, информатику и другие науки.

Понимание механизмов эволюции чрезвычайно важно для разработки методов сохранения фауны и флоры. Без анализа механизмов эволюции популяций исчезающих видов невозможна разработка эффективных методов их сохранения в природе. Изучение и сравнение геномов различных видов позволяет выделять гены, которые могут оказаться полезными для повышения продуктивности культивируемых растений и домашних животных. Тот же подход используется для выделения и картирования генов, вызывающих наследственные болезни человека. Методы и принципы эволюционной биологии позволяют установить механизмы появления и распространения инфекционных болезней, анализировать эволюцию устойчивости патогенных бактерий и вирусов к лекарственным средствам.

Культурная эволюция - непрерывный процесс развития культуры от простых форм к более сложным. Культурную эволюцию можно рассматривать как однонаправленный линейный процесс, прослеживая эволюцию человечества в целом; или как разнонаправленный многолинейный, изучая эволюцию каждой культуры или общества (или конкретных элементов культуры или общества) в отдельности. В XVIII и XIX вв. теория культурной эволюции заняла важное место в зарождающейся культурной антропологии.

Знакомство европейцев с "примитивными" (традиционными) культурами во всем мире способствовало формированию современной культурной антропологии. Ученые пытались объяснить существование этих культур в рамках теории эволюции европейского общества. Английский философ XVII в. Томас Гоббс описал первобытного человека как живущего "без искусства, письма и общества", а его жизнь как "одинокую, нищую, ужасную, дикую и короткую". Он предложил ставшую популярной концепцию "дикости": все хорошее и цивилизованное - результат постепенного развития человечества от этого низкого состояния. Даже такие рационалистически мыслящие философы, как Вольтер, полагали, что просвещение явилось результатом постепенного движения человечества к прогрессу. Вместе с идеей прогресса возникло представление о фиксированных этапах, которые человеческие общества проходят в своем движении к прогрессу; обычно называли три этапа - дикое состояние, варварство и цивилизация, но иногда и гораздо больше. Кондорсе насчитал 10 таких этапов, или "эпох". Последний начинался, по его мнению, с Французской революции, которой, как он полагал, было суждено стать провозвестницей прав человека и совершенства человеческой расы.

 

 

[1]

[2]

 

 


06.11.2014; 13:43
хиты: 299
рейтинг:0
Естественные науки
физика
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь