Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.
Для выделения основных правовых семей наиболее существенными, по мнению большинства учёных[кто?], являются три группы критериев:
- исторический генезис (то есть возникновение и их развитие);
- система институтов права;
- структура правовых семей.
Наиболее распространёнными и известными являются классификация французского учёного Рене Давида и классификация, предложенная К. Цвайгертом и Х. Кётцем.
В соответствии с классификацией Рене Давида, в основе которой лежат два критерия — идеологический фактор (религия, философия) и юридическая техника — выделяются[20]:
- Романо-германская правовая семья (страны континентальной Европы, а также Латинской Америки, некоторые страны Африки и Азии);
- Англосаксонская правовая семья (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия);
- Религиозно-правовые семьи (мусульманское право, иудейское право, индуистское право);
- Социалистическая семья (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);
- Семья обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).
Подход К. Цвайгерта и Х. Кётца основывается на понятии правового стиля, которое учитывает пять факторов — происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа правовых институтов и способы их толкования; идеологический фактор. По ней различаются романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая и индуистская семьи, а также право ислама[21].