пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Правосубъектность наций, борющихся за самоопределение, международных неправительственных организаций, физических лиц.

 

Первичные субъекты международного права. НЕ просто нация или народ, а нация/народ в процессе борьбы. За нацией и народом закрепляется право приобретать автономию/ сецессия. Задача – не только за сохранение культурных, языковых признаков;(Консультативное определение М Суда по Косово Декларация независимости «не противоречит действующему международному права») Право восстановительной сецессии (доктрина) сецессия допустима в случае крайней меры (например, с целью прекращения кровопролития);

Народ может провозгласить декларацию независимости.

Инструмент деколонизации;

В рамках современного контекста о принципах равноправия народы и нации реализуют свое право на самоопределения через принцип национального законодательства (Чеченский народ) / войну (через призму военного конфликта Луганская республика) Нация и народность, борющиеся за независимость, могут быть признанны субъектами международного права при условии создания определенных властных структур, объединенных в единый центр, способных выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях. На практике такими субъектами являются вооруженные отряды, имеющие единое командование, являющееся одновременно политическим руководством. Нация и народность обладают первоначальной правосубъектностью, так как ею их никто не наделяет. Нация и народность должны быть признаны субъектом международного права в качестве субъекта.

Физ-лица – субъекты судебного процесса – право международного дог-ра( ст. 46 К РФ) –Регулируется регламентами и практическими инструкциями суда).

1. Обращение в международные суды по правам человека.

2. Сфера международного уголовного права – индивид может выступать в роли обвиняемого, подозреваемого в совершении преступления международного хар-ра.

3. Отношения связ. с двусторонними отношениями гос-в. Экстрадиция (2 или более гос-в) 4. В рамках уголовного сотрудничества (Интерпол ) – объявление лица в международный уголовный розыск, либо передается в международные суды (Гибридные, Гаага),

4. Международная служба, (дипломаты, консулы, служащие международных орг.) критерий – статус лица регулир. НЕ внутренним законодат.

НИКОГДА физ. лицо не обладает договорной правоспособностью, что является основным признаком субъекта межд. права.

  Неправительственные о. не обладают международной правосубъектностью - не создаются гос-вами – субъекты частного права (международная организация красного креста – искл. – наделена правосубъектностью гос-вами);

Существует две точки зрения относительно причин, почему именно Красный Крест обладает правосубъектностью. Согласно точке зрения Н.Морозовой, преподавателя Кафедры международного права Факультета международных отношений ННГУ им. Лобачевского, правосубъектность Красного Креста связана с тем, что в создании данной организации участвовали правительственные делегации. Заведующая Кафедрой международного права ФМО ННГУ О.Хохлышева, в свою очередь, считает правосубъектность данной организации результатом того факта, что все договоры, заключаемые между Красным Крестом и государствами, являются международными соглашениями. Также, в соответствии со ст. 58 и 71 Устава ООН, МНПО имеют возможность получить консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете.

 

 

Правосубъектность вторичных субъектов международного права:

а) наций и народов, борющихся за свою независимость;

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтвержда­ет и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX — начало XX вв. Особенно динамичное развитие он при­обрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окон­чательно завершило свое юридическое оформление в качестве основ­ного принципа международного права.

В современном международном праве имеются нормы, под­тверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борю­щиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры при­нуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения — не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектнос­ти наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции.

Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму орга­низации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектнос-тью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций — нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с меж­дународным правом.

Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с коло­ниализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной на­правленности она свою задачу выполнила.

Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех (!) наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нация­ми, международными организациями. Участвуя в конкретных между­народных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета).

Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявле­ние; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в между­народных организациях и конференциях; право участвовать в созда­нии норм международного права и самостоятельно выполнять при­нятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охра­няются международным правом; нация от своего имени вправе при­менять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

1. Международная правосубъектность признается за участниками национально-освободительного движения. Именно такое понятие употребляется в рамках ООН. Термины „нация”, „народ” считаются такими, что трудно подлежат определению. А попытки определения или останутся тщетными, или могут только усилить международное напряжение.

3. Правосубъектность народа, нации, которые борются за создание независимого государства, имеет переходный, временный характер. С прекращением такой борьбы меняется статус ее участника. В процессе борьбы на нацию, народ, которые ее ведут, распространяются все права и обязанности участника международного конфликта, то есть принципы и нормы международного гуманитарного права, права вооруженных конфликтов и т.п. За такими субъектами признается право вступать в правовые отношения, в частности заключать международные соглашения с другими государствами или другими сторонами, которые воюют или которые восстали.

 

Каждый народ имеет право на отношения с другими субъектами международного права. Осуществляет он это право через государство, а в случае отсутствия государственности - через органы квазигосударственного характера. Это же правило вытекает из права народа заключать международные договоры и реализовывать их, получать защиту и помощь от других субъектов международного права и др.

 

г) физических лиц;

Вопросы международной правосубъектности физического лица является одним из наиболее дискуссионных в современной науке международного права. До середины XX в. большинство ученых считали, что правосубъектность индивида полностью поглощается правосубъектностью государства, гражданином которого он является. Начиная с принятия 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека научное направление по признание международной правосубъектности человека приобретает все большее распространение. В советской доктрине признание человека субъектом международного права рассматривался как попытка вмешательства во внутренние дела государства. Такие взгляды местами сохранились и в отечественной науке международного права.

Международная практика все чаще доказывает, что индивид имеет международные права и обязанности. На основании многих международно-правовых актов по правам человека физическое лицо имеет право обращаться в внесудебные (Комитет по правам человека, Комиссия по правам человека и др.) и судебные (Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека) международные органы за защитой своих прав. Физическое лицо может нести международную уголовную ответственность за совершение международных преступлений.

Достаточно четко международная правосубъектность физического лица отмечается в решениях Суда Европейского Союза. В частности, Суд отметил: «Сообщество констатирует новый правовой порядок в международном праве, по которому преимущества государств по их суверенных прав ограничиваются, и субъектами признаются не только государства, но и граждане». Суд, в частности, установил, что многочисленные договора о Европейском Союзе прямо формулируют права и обязанности как государств, так и физических лиц.

Конечно, определенные в многочисленных международно-правовых актах по правам человека права и свободы физических лиц является, прежде всего, проявлением суверенной воли государств. Но для международной правосубъектности существенным является не то, кем разработаны права и обязанности, а их суть. Скажем, обязанности физических лиц не прибегать к пиратства, не использовать незаконно флаг вытекали из международных обычаев, которые лишь в 1982 г. были кодифицированы в конвенциях. За преступления против мира, против человечности ответственность в уставе Международного военного трибунала (Нюрнберг) было предусмотрено уже после их совершения. Ответственность за воздушное пиратство и похищение самолетов предусмотрена целой системой международных конвенций.

Правосубъектность МНПО[править | править вики-текст]

Согласно действующему международному праву, правосубъектность — юридическое свойство того или иного образования, придающее ему статус субъекта международного праваСубъектом международного права является образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из международного права, защищать их и вступать в международные отношения, регулируемые международным правом.[7]

В общем случае, международные неправительственные организации не обладают международной правосубъектностью, так как их членами не являются государства, а только государства могут наделять международные организации правосубъектностью. Единственным исключением в данном случае является Международная организация Красного Креста и Красного Полумесяца, которая признается вторичным субъектом международного права (то есть она была наделена этим качеством государствами).[8]

Существует две точки зрения относительно причин, почему именно Красный Крест обладает правосубъектностью. Согласно точке зрения Н.Морозовой, преподавателя Кафедры международного права Факультета международных отношений ННГУ им. Лобачевского, правосубъектность Красного Креста связана с тем, что в создании данной организации участвовали правительственные делегации. Заведующая Кафедрой международного права ФМО ННГУ О.Хохлышева, в свою очередь, считает правосубъектность данной организации результатом того факта, что все договоры, заключаемые между Красным Крестом и государствами, являются международными соглашениями. Также, в соответствии со ст. 58 и 71 Устава ООН, МНПО имеют возможность получить консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете.[9]


19.06.2017; 00:28
хиты: 192
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь