пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

12.Особые субъекты международного права.

Особые субъекты международного права – это государственно-подобные образования с ограниченной правосубъектностью.

   В международных отношениях могут участвовать особые полити¬ко-территориальные образования, которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз¬никают как следствие неурегулированности территориальных пре¬тензий различных стран друг к другу.

   К этой категории в исторической ретроспективе относились Вольный город Краков (1815-1846 гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная территория Триест (1947-1954 гг.); Западный Берлин до объединения Германии. Последний пользовался особым статусом, установленным в 1971 году Четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобритании и Франции.

    Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений (как правило, мирных договоров).

    Такие соглашения наделяли политико-территориальные образования определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион¬ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы.

    Международный режим, установленный в отношении «вольных городов» и аналогичных политико-территориальных образований, в большинстве случаев предусматривал их демилитаризацию и нейтрализацию. Гарантами соблюдения их международного режима ста-новились либо международные организации (Лига Наций, ООН), либо отдельные заинтересованные страны.

   В настоящее время статус особых субъектов международного права имеют Иерусалим, Ватикан, Мальтийский орден.

Иерусалим. Международно-правовой статус Иерусалима предусмотрен резолюцией Генераль¬ной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1947 г.

Город Иерусалим как предполагалось, учреждался в виде отдельной единицы (corpus separa¬tum), пользующейся специальным международным режимом под управлением Организации Объединенных Наций. На Совет по Опеке возлагалось осуществление от имени Организации Объединенных Наций административной власти.

Совет должен был выработать и утвердить подробный статут Города, назначить Губернатора Города Иерусалима. Губернатор не должен быть гражданином ни одного из двух палестинских государств (еврейского и арабского).

Город Иерусалим предполагалось демилитаризовать. Он должен иметь нейтральный статус. На его территории не будут разрешены никакие организации, упражнения и виды деятельности даже полу¬военного характера.

Для поддержания законности и порядка на территории Города, а в особенности для охраны Святых мест и зданий и земель, принадлежащих религиозным организациям, губернатор обязан создавать специальные полицейские силы (они подлежат формированию из лиц, проживающих вне преде¬лов Палестины).

Однако в результате последовавших затем политических событий Иерусалим был оккупирован Израилем. Следовательно, на сегодняшный день Иерусалим только формально-юридически имеет статус вольного города.

Ватикан (Святой престол) в полной мере является особым субъектом международного права. Его право¬субъектность выводится из международной роли Ватикана как незави¬симого руководящего центра католической церкви, организованной в мировом масштабе и активно участвующей в мировой политике.

В 1929 г. на основании Лютеранского договора, подписан¬ного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было создано «государство» Ватикан (договор пересмотрен в 1984 г.). Создание Ватикана диктовалось стремлением итальянского фашизма в его внутренней и внешней политике заручиться активной поддержкой католической церкви. В преамбуле Лютеранского договора определен международно-правовой статус государства «Город Ватикан» следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной не¬зависимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный сувере¬нитет на международной арене, выявилась необходимость создания «го¬сударства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и су¬веренную юрисдикцию».

   Главная цель Ватикана — создать условия независимого правления для главы католической церкви.

  Вместе с тем Ватикан является само¬стоятельной международной личностью. Он поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглавляемые папскими нунциями или интернунциями (ст. 14 Венской конвенции о диплома¬тических сношениях 1961 г.).

     Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право пред-ставлять государство принадлежит главе католической церкви — папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.

Мальтийский орден. Более сложен вопрос о правосубъектности Мальтийского ордена (официальное название - Суверенный военный орден госпиталье¬ров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты).

После потери территориального суверенитета и государственно¬сти на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1834 года в Италии, где ему были подтверждены права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает офи¬циальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая Россию, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих офи¬циальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.

Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена — Великий магистр обладает иммунитетами и при¬вилегиями, присущими главе государства.

Проблема особой международной правосубъектности субъектов Российской Федерации возникла в начальный период существования России как суверенного, независимого государства. До принятия Конституции 1993 года, в течение почти двух лет независимого существования России, регионы успели принять свои конституции и законы, регулирующие их международную деятельность. Эти правовые акты по-разному определили их правовой статус и полномочия в международных отношениях. Что же касается Татарстана и Башкортостана, то они объявили себя суверенными государствами, а Татарстан даже объявлен субъектом международного права.

Существенным шагом на пути правового ограничения международной деятельности регионов стал Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», принятый Государственной Думой 2 декабря 1998 г.

Закон конкретизировал норму статьи 72 Конституции РФ в части определения предмета совместного ведения РФ и ее субъектов.

Прежде всего, там четко определен круг партнеров, с которыми субъекты Федерации могут вступать в международные связи. Такими партнерами могут быть только субъекты иностранных федеративных государств и административно-территориальные образования иностранных государств (и ни в коем случае не иностранные государства!).

Согласно статье 10 Закона запрещено наделять представительства субъектов РФ на территориях иностранных государств, а равно иностранные представительства на территории субъекта РФ статусом дипломатических представительств. На сотрудников таких представительств не распространяются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Закреплено в законе и еще одно важное новшество. Его статья 7 указывает, что соглашения, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами.

И главное, этот закон также обязал субъекты РФ привести их нормативные акты в сфере международной деятельности в соответствие с федеральным законодательством.

В дальнейшем об этом говорится и в федеральном законе от 24 июня 1999 года «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». В нем хотя и допускается принятие регионами собственных правовых актов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, однако после принятия актов федерального законодательства регионы обязаны приводить их правовые базы в соответствие с федеральным законом.

Все это позволяет судить о том, что в составе Российской Федерации особых субъектов международного права нет.


18.01.2016; 18:08
хиты: 170
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь