пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

46.Кризис политической системы Китая в конце XIX в. Крестьянская революция и возникновение государства «великого благоденствия». «Сто дней реформ».

46. Сто дней реформ - кратковременный период умеренных бурж. реформ в Китае, начавшийся 11 июня 1898, когда маньчжурский имп. Цзай Тянь (годы правления Гуансюй) издал указ "Об установлении основной линии государственной политики", и окончившийся 21 сент. того же года, когда вдовствующая императрица Ехонала (Цыси) произвела дворцовый переворот и отменила указанные реформы. Продолжался фактически 103 дня. Императорский указ от 11 июня, изд. по настоянию бурж.-помещичьей партии реформ, руководимой Кан Ю-вэем, был составлен в весьма расплывчатых выражениях и конкретно призывал лишь к проведению преобразований в области просвещения; тем не менее в нем выражалась решимость молодого императора бороться с консервативными сановниками и проводить политику реформ. Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ю-вэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано св. 60 указов, к-рые касались системы образования, строительства ж. д., з-дов и ф-к, модернизации с. х-ва, развития внутр. и внеш. торговли, реорганизации вооруженных сил, чистки гос. аппарата и т. д. Эти реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистич. развития Китая. Однако указы издавались в большой спешке, не разъяснялись населению, саботировались придворными кругами и феод. бюрократией и по существу остались лишь на бумаге. Чтобы сломить сопротивление реакционной маньчжуро-кит. придворной клики, руководитель лев. крыла реформаторов Тань Сы-тун с ведома Цзай Тяня готовил устранение ее лидеров, однако заговорщики были преданы ген. Юань Ши-каем. Цзай Тянь был арестован, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия, за исключением Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао и Ван Чжао, к-рым удалось скрыться за границу. Суровые репрессии обрушились на всех участников движения за реформы в столице и провинциях; их школы, клубы и печатные органы были закрыты. Поражение "С. д. р." объективно способствовало росту революц.-демократич. направления нац.-освободительной борьбы кит. народа, руководимого Сун Ят-сеном.

Тайпинское восстание (18501864) — крестьянская война в Китае против маньчжурской империи Цин, в состав которой входил Китай, и иностранных колонизаторов. Лидером восстания был христианин Хун Сюцюань, который создал Тайпинское Небесное Царство— независимое китайское государство, существовавшее одновременно с маньчжурской империей Цин. Само название «Тайпин» означает «Великое Спокойствие» и перекликается с раннедаосской школой Тайпиндао времён Ханьской империи, а также с целым рядом девизов правлений 3-14 вв.,.

Тайпинское государство занимало значительную часть южного Китая, под его юрисдикцией находилось около 30 миллионов человек. Тайпины пытались проводить радикальные социальные преобразования, замену традиционных китайских религий на специфическое «христианство», при этом Хун Сюцюань считался младшим братом Иисуса Христа. Тайпинов называли «длинноволосыми» так как они отвергали косы, принятые в государстве Цин маньчжурами, их также называли волосатыми бандитами.

Тайпинское восстание вызвало череду местных восстаний в других частях империи Цин, которые боролись против манчжурских властей, нередко провозглашая собственные государства. В войну ввязались также иностранные государства. Положение в стране стало катастрофическим. Тайпины заняли крупные города (Нанкин и Ухань), сочувствующие тайпинам восставшие заняли Шанхай, предпринимались походы на Пекин и в другие части страны.

Тайпины были подавлены цинской армией при поддержке англичан и французов. Война привела к огромному количеству жертв — по оценкам, от 20 до 30 миллионов человек. Мао Цзэдун рассматривал тайпинов как революционеров-героев, поднявшихся против коррумпированной феодальной системы. Материалы и свидетельства тайпинского восстания собраны вМузее истории тайпинов[en] в Нанкине.

Призыв к уничтожению маньчжурского господства, олицетворявшего в глазах народа всю систему феодального гнета, отвечал чаяниям широких масс. Опираясь на поддержку народа, повстанческая армия, численность которой увеличилась уже до нескольких десятков тысяч человек, одержала новые победы над цинскими войсками. В сентябре 1851 г. восставшие заняли город Юнъань, расположенный к северо-востоку от Цзиньтяня, и здесь провозгласили создание Тайпин тяньго (Небесное государство великого благоденствия), глава которого Хун Сю-цюань получил титул тянъвана (небесного князя). В названии государства содержалась идея установления в Китае строя, при котором каждый пользовался бы «великим благоденствием». Другие руководители общества Байшандихой получили титулы ванов более низких рангов и составили правительство тайпинского государства. Фактическим главою этого правительства стал Ян Сю-цин. По названию государства восставших принято называть тайпинами.


27.01.2014; 21:39
хиты: 205
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь