Утопический социализм возникает одновременно с зарождением капитализма и выражает социально не оформленное недовольство и возмущение эксплуатируемых против эксплуататоров
Первым крупным произведением, написанным с позиций социализма был памфлет англичанина Томаса Мора (1478 – 1535 гг.) «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», изданный в 1516 году
Отсутствует частная собственность
Общенародная собственность на землю
Отсутствуют деньги и торговля
Равное образование и всеобщая обязанность трудиться (6 час.)
Распределение продуктов труда по потребностям
Каждый располагает возможностью для самосовершенствования и самореализации
Государственная власть имеет выборный характер и обязана отчитываться перед избирателями
Вторым крупнейшим представителем раннего утопического социализма был итальянский монах-философ Томазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.)
Перу Т. Кампанелла принадлежит произведение утопического характера «Город Солнца» (1602 г.)
В городе нет нищеты и порабощения человека человеком
Отсутствует частная собственность
Отсутствуют деньги и торговля
Всеобщая трудовая повинность (4 часа)
Каждый располагает возможностью для самосовершенствования и самореализации
Продукты труда распределяются по потребностям
Во главе общества стоит избираемый пожизненно самый крупный ученый и три избираемых его помощника – «Сила», «Мудрость», «Любовь»
Выводы
Ранний утопический социализм, можно рассматривать как осознанный, но не действенный протест против несправедливости, нищеты, бесправия и угнетения подавляющей массы населения того времени, выраженный в форме мечты, фантазии.
Анри Клод,Сен-Симон,Шарль Фурье и Роберт Оуен выступали с разоблачительной критикой капитализма. Великие утописты внесли ценный вклад в экономическую науку, впервые указав на исторически переходящий характер капитализма, отметив, что капиталистические отношения не являются вечными и естественными
13. Так Сен-Симон называл его индустриализмом, Фурье – гармонией, Оуэн – коммунизмом. Но все они исходили из отсутствия эксплуатации, ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом, из того, что частная собственность исчезнет или нФурье, разоблачая цивилизацию, показал обреченность капиталистического строя, но, как и другие социалисты-утописты, не видел реальных путей к «гармоническому обществу». Он был противником революции, сторонником реформ, перехода к справедливости и уничтожению эксплуатации путем агитации и примера. Перейти к новому общественному строю, считал Фурье, можно путем открытия закона, на основе которого общество должно жить и развиваться. Он заявлял, что этот закон открыл именно он и что его «теория судеб выполнит требование наций, обеспечивая каждому изобилие».е будет играть особой роли в будущем обществе.