Представление о материи, ее строение, основные свойства исторически изменялись Первую концепцию материи можно назвать субстратной Возникла она еще в античные времена Многие ее идей без существенных изменений просуществовали и к концу XIX в соответствии с этой концепцией материя отождествлялась с нестворюванимы, неуничтожимо природными первоэлементами (субстратом), т.е. водой, землей, воздухом, огнем, атомами и т д Реальным и свойствами материи считались пространственные параметры и весові вага.
Сторонники субстратной концепции отождествляли материю с вещественным первоначалом, отличали ее как первоматерию от всего многообразия конкретных вещей и предметов, из которой они образованы Таким образом м, все качественные различия вещей и явлений сводились к количественнымх.
Вторую концепцию можно назвать субстанциональной основывалась она на том, что мир - это субстанция, а свойства материи - не что иное, как свойства субстанции
конце XIX века естествознание открывает новые явления Это наносит ощутимый удар по традиционным представлениям о материи и материальное (прежде всего как о веществе и вещественное) Эти фундаментальные открытия я требовали отказаться от традиционных представлений о материи и ее свойства (в частности неделимость и непроницаемость атомов, неизменность массы тел и т д) и стимулировали потребность в философской переоценке взглядов на природу материальногьного.
Обобщая естественнонаучное знание, марксистская философия создает новую концепцию материи Исходя из принципов и идей диалектико-материалистической концепции, В Ленин предлагает следующее определение Матери ия - это \"философская категория для определения объективной реальности, которая дана человеку в ее ощущениях, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нихих".
Это определение исходит из бесконечного многообразия структурных особенностей и свойств материи В нем материя не отождествляется с уже познанными и общими ее состояниями - веществом, полем, энергии ией, их свойствами и остается открытой для нового знания о неї.
Философская концепция марксизма исходит из принципа материального монизма Онтологически мир - объективная реальность, есть вечная, нестворювана, бесконечная материя, находящаяся в единстве всех форм св ного существования, в непрерывном движении и развитии Она неисчерпаема в структурном планні.
Диалектико-материал и соприкасающаяся концепция материи близка, но несводимых к субстанциональной Во-первых, субстанцию ??можно понимать и пантеистически, и идеалистически Во-вторых, признавая субстанциональность мате ерии, диалектико-материалистическая концепция свидетельствует неразрывное единство материи и движения Признавая движение универсальным способом существования материи, концепция марксизма акцентирует на том, что, в отличие от с убстанции, всегда стабильноної
(неизменной в своей качественной определенности), материю нельзя сводить к одному определенному сословию, одного структурного уровня или основных свойств Она непрерывно переходит из одного состояния в другое, изменяется юючы свои свойства, ее структурная упорядоченность и организованность проявляются в закономерной взаимодействия всех элементов, форм движения, которые образуют определенные структурные ровнойі.
В современной научной картине мира отличаются различные типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни материи
Уровень неживой природы представлен элементарными частицами, физическим вакуумом, полями (гравитационным, электромагнитным и др.), атомами, молекулами, макроскопическими телами, геологическими системами, п планетами, звездами, галактиками и их системами, Метагалактикию.
Уровень живой природы представляют системы доклеточных состояния-ДНК, РНК, белки; клетки, одноклеточные организмы, растения, животные, популяции, виды, биоценозы Живая природа объединяет совокупность организмов в, которые обладают способностью к самовоспроизведению и наследственной передачи генетической информацииї.
Уровень социальной организации материи - общество, характеризуется своей социальной структурой и системой социальных отношений между субъектами (от отдельных индивидов к социальных групп)
Материя определяется как объективная реальность, т.е. как реальность, существующая вне и независимо от сознания
Материя - это гносеологическая противоположность сознания Определение материи через сознание осуществляется именно потому, что материю как общую реальность невозможно определить через нечто более общее, а лишь указывая на ее противоположность (то есть сознание) и ее свойстваі.
С другой стороны, сознание онтологически не является противоположностью материи, ее общее свойство - отражение, т.е. способность к фиксированию результатов взаимодействия в изменениях взаимодействующих систем Как высшее форм ма отражения, сознание характеризуется универсальностью отображения Таким образом, сознание, в отличие от всех бесконечных свойств материи, не относительная, а абсолютная, потому что в ней может в идображатися остальные свойств материи С развитием познания она становится идеальным двойником материального мира (см. дополнительно характеристику идеального в теме: \"Сознание как высшая форма отражения\"ня").
Современное естественнонаучное и философское знание о материи, ее строение и развитие раскрывается не только через исследование ее уровней структурной организации и их специфики, но и через представление пространство, время, формы движения матери.