Основные черты древнеаттической комедии:
- Политический характер;
- Выведение на сцену отдельных лиц в карикатурном виде;
- Фантастический характер.
Главной особенностью древнеаттической комедии была критика политического строя древних Афин. Боги, герои, государственные и культурные деятели подвергались насмешкам. Были попытки ограничить свободу комедии, но они не имели успеха, потому что афиняне считали своё государство неколебимым. Действие пьесы было неправдоподобно и даже неестественно: происходит сдвиг во времени и пространстве.
Структура древнеаттической комедии:
- Пролог – обширная диалогическая часть;
- Парод – хор самым активным образом вмешивается в отношения действующих лиц, присоединяется к одной из сторон конфликта, которая проиграет;
- Агон – состязание враждующих сторон, обоснование аргументов;
- Эписодии – герой защищает плоды одержанной победы;
- Эксод – финальная песня (обычно на пиру);
- Парабаса.(движение хора в сторону зрителей, обращение к ним от лица другого автора)
Аристофана. Заострение образа идёт за счёт внешней гиперболы. Ещё одна черта комедий Аристофана – конкретизация, достигаемая материализацией отвлечённых понятий и принижением высоких материй. материй.Комедия «Облака» отражает недоверие афинян высоким материям и софистам, их враждебному отношению. Все философы в обыденном сознании представлялись мошенниками. Софисты главное внимание уделяли обучению диалектике и риторике как свободе отстаивания собственного мнения. Софистике могло обучаться только богатое население Афин, поэтому селяне относились к ней враждебно. Степень зловредности нового направления измерялось нравственностью. Такое воспитание отрывало человека от традиционной морали и делало ценности относительными. В «Облаках» образ софиста-мошенника был приписан Сократу. Сократ не относился к софистам, но он был очень удобен для изображения философа-новатора, воспринимавшегося современниками как чудак. Аристофан приписывает ему теории различных софистов. Для Аристофана было важно узнавание образа зрителями. Устойчивая фольклорная характеристика – маска учёного-шарлатана.
Важнейшее действующее лицо комедии – крестьянин Стрепсиад, женившийся на благонравной женщине. Первая часть комедии построена на мировоззрении сельского жителя и научных положений, их антитезе. Стрепсиад, оказавшийся неспособным обучиться софистике, отправляет в школу софистов своего сына Фигиппида.
Облака – новые боги, затуманивающие разум. Центральный агон происходит между Фигиппидом и Стрепсиадом в финале. Сцена спора между Кривдой и Правдой и финальная сцена поджога школы Сократа появляются во второй редакции комедии. Аристофана в софистике пугал нравственный релятивизм.