пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

6. Театр в эпоху Анны Иоановны. Влияние итальянского театра на нац.традицию.

В 1731 г. Появ-ся постоянно действующий придворный театр. В 1732 году в Россию была привезена труппа «Италианской кампании», состоящая из итальянских певцов, комедиантов и музыкантов, которую для собственного удовольствия пожелала иметь при своем дворе императрица Анна Иоанновна[3]. Это была по сути первая по времени профессиональная придворная труппа в Санкт-Петербурге (до того театры были в Москве). В 1735 году с новой труппой комедии дель арте приехала итальянская опера-сериа.

 

При Анне Иоанновне же с организации в 1738 году Танцевальной школы началась история петербургского императорского Театрального училища.

...

Новая эпоха тетра – придворный театр Анны Иоанновны. Любительские спектакли (при дворах)(не только при царском дворе, но и дворянских) как редкое явление в России возникли в нач XVIII в. Во времена Анны Иоанновны художественный и профессиональный уровень русских любительских придворных комедий значительно повысился. Во-первых, под влиянием спектаклей итальянцев, во-вторых, благодаря непосредственному участию иностранных мастеров в организации «русских комедий», в-третьих, Анна Иоанновна собирала незаурядных талантливых русских исполнителей для участия в русских любительских спектаклях. Историки называли эпоху Анны Иоанновны «наиболее темным периодом в истории русского театра»8. «Темным», во-первых, потому, что об этом времени имелись лишь единичные факты и, казалось, больше сведений уже добыть не удастся. Во-вторых, «темным» из-за общей обстановки и, конечно же, в первую очередь имея в виду «бироновщину», то есть засилие иностранцев (прежде всего немцев), и, вытекающее отсюда подавление, угнетение национального самосознания и т. п.; а также подразумевая известную дикость, царившую в нравах, быту и в культурной жизни.Благодаря вновь открытым документам, постепенно проливается свет на эту «темную» эпоху.С самого начала правления Анны Иоанновны во время коронационных торжеств театральных представлений не было, вместо спектаклей «двору пришлось довольствоваться» лицезрением персидских канатоходцев.

Театральные представления начались как раз год спустя в начале 1731-го. Для этого выписали итальянскую театральную труппу. Установлено, что это была труппа комедии дель арте (а не оперная, как считалось долгое время) и при ней состояло 9 человек певцов и музыкантов, сопровождавших спектакли комедий, разыгрывавших «интермедии на музыке» и дававших камерные концерты12 Кроме того, в том же 1731 году к русскому двору прибыла еще довольно большая группа высококлассных иностранных музыкантов под дирекциею И. Аволио, куда входили инструменталисты-виртуозы и вокалисты13, ангажировать которых был послан капельмейстер Гибнер.Долгое время прежние историки расценивали факт приезда именно итальянской труппы как счастливо сложившуюся случайность.

На самом деле приезд именно итальянской труппы отнюдь не случайность, а назревшая культурная необходимость.С одной стороны, наметившийся в Италии в начале XVIII века кризис комедии дель арте, основывавшейся на актерской импровизации, и начавшаяся борьба с ней за литературный театр, поставили многие труппы перед необходимостью искать новую аудиторию зрителей, не знакомых еще с таким типом театрального искусства, но жаждущих соприкоснуться с высоким профессиональным мастерством, каким обладали итальянские актеры.С другой стороны, итальянская комедия дель арте оказалась тем типом и той формой театрального представления, которое пришлось впору тогдашнему русскому зрителю, его уровню восприятия сценического действия, в момент, определенный как «предформирование». Русское общество уже явно испытывало потребность в непосредственном общении с высококлассными актерами и музыкантами, артистами-мастерами, исполнителями-виртуозами, каковых своих тогда еще не имелось. Однако нужно было такое театральное искусство, для восприятия которого не было бы существенного барьера, каким обычно становится языковой. Итальянская комедия дель арте явилась идеальным «чужим» театром, оказавшимся очень быстро освоенным потому, что в ней преобладали актерское начало и импровизационная стихия без жесткой опоры на закрепленный литературный текст. Исполнители комедии дель арте обладали высокими профессиональными качествами синкретического актера, «долитературного» театра: они мастерски владели и телом (использовали пантомиму, акробатику, жонглирование и т. п.), и голосом (развивали интонационное разнообразие, непременно включая музыкальное сопровождение с вокальными номерами). Это делало их искусство доступным и эмоционально заразительным для зрительской аудитории любой национальности. Встреча русского зрителя с итальянским театром была не только «не случайна», но и не совсем неожиданна. Вызов итальянских артистов в Россию не был связан исключительно только с личным желанием новой императрицы Анны Иоанновны обставить пышно свои коронационные торжества, а представлял собой в какой-то степени продолжение уже начатых ранее действий. Еще во времена Петра II делались попытки завести при русском дворе «Итальянский ансамбль» с музыкантами и певцами, помимо имевшего уже тогда большого оркестра. И если бы не внезапная кончина Петра II, то приезд итальянских артистов мог бы произойти даже раньше и, в данном случае, совсем без причастности Анны Иоанновны.В России с 1731 года начинает существовать постоянно действующий профессиональный западноевропейский театр.Непрерывное функционирование итальянских трупп имело колоссальное значение для развития русского национального профессионального театрального искусства.Во-первых, с приездом в 1735 году новой весьма многочисленной итальянский труппы — а по существу нескольких трупп — включавшей комедийных, интермедийных, оперных и балетных артистов, их объединили под названием «Итальянская компания». Она стала своего рода театральным организмом, просуществовавшим несколько десятилетий до середины 1760-х годов. В «Итальянскую компанию» входили иностранные труппы, а также все, поступавшие на придворную службу актеры, музыканты, певцы, танцовщики, балетмейстеры, композиторы, живописцы-декораторы, машинисты и др., хотя многие из них не были итальянцами. Длительное существование «Итальянской компании» сыграло важную роль в становлении организационных форм русской театральной жизни.Во-вторых, с началом функционирования первой итальянской труппы с 1731 года в театральной жизни России появился серьезный и постоянно присутствующий «раздражитель», который должен был пробуждать у русского зрителя интерес к периодическим сценическим представлениям, и не только к зрелищно пышным оперно-балетным, появившимся позже (в 1736 году), а именно драматическим, способствуя в то же время развитию определенных навыков восприятия этих спектаклей. Новый «раздражитель» не только действовал наряду с другими, ставшими привычными театрально-зрелищными впечатлениями, но и стимулировал их же, вливая как бы новое вино в старые мехи.Присутствие данного «раздражителя» не замедлило сказаться. Первым следствием было издание переведенных на русский язык сценариев комедий и интермедий, игранных итальянскими труппами. Знакомство с ними способствовало развитию интереса к театральному искусству у более широкого круга зрителей, нежели только придворный.


04.07.2014; 14:52
хиты: 177
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь