пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

13. Фольклорная традиция в повести Т.П. Фадеева «Била» («За огнем»).

Пахорукова сьöрті источникезöн к-п лит.зорамöмын лоöны фольклор да роч лит. исследователь аслас ненебöгын «Иньва йылісь сьыланкыв» торйöтö нійö фольклорнöй жанрресö, кöдна лоисö источниккезöн худ.пр.аркмöм понда: преданнеэз, быличкаэ, сказкаэз.  Гижиссез быднеж вермасö используйтны фольклорнöй материалсö: босьтны сюжет, торйа образзэз, нето мотиввез, цитатаэз.  Оз ло и исключенёöн Тимофей Павлович Фадеев (1937-1992 чужис косинскöй р-н, Новожилова д.) . сылöн повестьö «Била» пуктöм сказкалöн основа.

К-п сказкаись геройезöс тöдвылö  вайöтö «Била» (87) нима повесть. Содержаннёыс повестьлöн, характеррез геройезлöн гижöмöсь «Кам ордö била» сказкаись принциппез сьöрті. Том отир медодзза лым коста доддезöн мунöны керосинлö, медбы октябрськöй праздниксö чулöтны югöтінöн. Пашкалö, Евгалö да Сергуньлö оз удайтчы кокнита судзны коланасö, бисö. То нылö паныт сувтö погодя (лымыс сылö), то кокнит мывкыд отир (узиканыс вöввезлісь турунсö гусялöны), то додь полоззэз куш му вылас бырöны, но ямщиккезлö отсалöны бур отир да асланыс ыджыт стремленнёыс. Гижисьыс дугдывтöг казьмöтлö лыддьöтісьлö, кытшöм асныраöсь зонкаэз Сергунь да Пашка. Öтыс (Сергунь) быд вынісь старайтчö мыччавны только асьсö вынажыкöн, вежöражыкöн.  Мöдыс (Пашка) ас мознас керö, медбы пöртны оланö колхозыслісь заданнесö. Пашка аслас поступоккезöн уськöтö тöдвылö  Мининлöн «Паныт уйис тöлісь» повестись геройсö, кöдалö коліс мырсьыны вайны городöдз анькытш. Фадеев «Била» повестьын тожö старайтчö мыччавны, кыдз том отир оз сетчö сьöкытлö. Гижись сувтöтö паныт кык том зонкаöс.  Пашкалöн айыс усис война вылын. Сергунь «айтöм олансö эз пешлы». Йитöтіс нійö öтамöд коласын гармоння, но сьöкыт туйын эта йитöтыс разьсис. Правильнöя Евга донтö зонкаэслісь поведеннёэсö: «А мый бурыс, пондыны кö сэтшöм сьöкыт туйын öтамöдлö поперег керны». Но сьöкыт туйыс оз отсав вежöрсявны Сергуньлö, этасянь конфликтыс пр-ас лоö кык том морт коласын. Да и ны гöгöр мунан событиэз вылö видзöтöны нія не öткодя.

К-п литератураын сідзжö обращайтчöны фольклор дынö Фадеев «Ыбшар»,  Баталов, Минин, Климов.

Сідзжö гижис рассказ «Ловья цветтэз». 1970 чукöр «Почкаэз оссьöны». Пондöтчö гижны драматическöй пр. 80г к-п драмтеатрын сувтöтöм пьеса «Горадзуль». Гижис челядь понда пьеса «Гажа грива», а сідзжö «Прошинаын тулыс», повесть «Адззисьлытöдз, Марина», роман «Туйвежжез», «Ыбшар».

 

В основе фольклорного и литературного произведения лежит мотив путешествия, дороги. Герой сказки отправляется в путь с целью принести огонь для стариков. Героев повести Фадеева – Пашку, Евгу, Сергуня – председатель колхоза отправляет в дальнюю деревню Пятигор за керосином, чтобы в Октябрьский праздник не сидеть без «огня».

Как сказочного героя, так и героев литературного произведения на пути к огню поджидают препятствия. В сказке огонь находится у злого Кама. Трудности на пути литературных персонажей связаны с ненастьем.

В волшебной сказке обязательными атрибутами становятся чудесные предметы. Мальчику родители в дорогу дали щеть и скатерть-рузум. В повести Фадеева предметов, обладающих волшебными свойствами, нет. Роль «помощников» выполняют второстепенные персонажи произведения. Таким является пятигоровский мужик, предложивший детям еду; такими показаны паромщик Гриб Коль (Валентин Петрович) и трактористы, которые помогли ребятам переправиться через реку; к числу «помощников» можно отнести и сторожа, приютившего героев; «помощницей» стала Клавдия Степановна, «одолжившая» сани Пашке.

По мнению В.Я.Проппа, в большинстве случаев волшебная сказка должна заканчиваться благополучно, однако встречаются и исключения. В коми-пермяцкой сказке мальчик не успел согреть стариков, к моменту его возвращения они были уже мертвы, одна сестрица его «дожидалась». У Фадеева не все герои проходят трудный путь до конца. Так, Сергунь не довез керосин. Когда до деревни осталось около километра, сани окончательно сломались, и он оставил бочку на дороге.

Образ огня приобретает особое значение и в сказке, и в повести. С огнем в обоих произведениях ассоциируется жизнь. Так, в сказке огонь – это тепло, без которого умерли старики.

Следует отметить, что с символикой огня в повести Фадеева связаны и некоторые имена собственные. Так, деревня, где живут герои произведения, называется Сартасово, что в переводе с коми-пермяцкого значит – Лучиново; фамилию Сартасов (Лучинов) носит председатель колхоза Евдоким Павлович, отправляющий детей за керосином. Примечательно, что свет (в значении – электрическое освещение) имеется всюду (во всех близлежащих деревнях), кроме Сартасово. Деревня, до которой цивилизация в виде электричества еще не дошла, таким образом оправдывает свое название.

В произведении Фадеева можно выделить и другие признаки, присущие сказке. Например, выполнять задание ребята отправляются втроем. Известно, что число три характерно для данного фольклорного жанра (в коми-пермяцкой сказке это «Ойко, Рытко да Асывко» – три брата; в сказке «Легостай» – тоже три брата и т.д.). У Фадеева в дорогу отправляются два молодых человека и девушка (обычно в сказках это лица одного пола: три брата, три сестры, три молодца и т.д.).

 

 


09.06.2016; 14:15
хиты: 152
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь