пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Билет №6

1)Героическое в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба». В романе воссозданы незабываемые картины войны, действие происходит на фронте и в тылу, в немецких лагерях уничтожения и в наших, сталинских лагерях. Вот осажденный Сталинград воюет на последней кромке берега, горит нефть, стекая по откосу к Волге. А в это время где-то далеко на востоке, в лагере, уголовник вбивает ночью гвоздь в ухо своей спящей жертве. На Западе немецкие эшелоны увозят на ликвидацию евреев из гетто.  Во главе народа-освободителя стоит тиран и преступник, который усматривает в его победе свою победу, победу своей личной власти.  Воплощением этого противоречия становятся события в Сталинграде. На острие этого конфликта — “дом шесть дробь один”, гордость и оплот армии, находящийся “на оси немецкого удара”. Этот дом для немцев как кость в горле, потому что “запирает” их наступление на Сталинград, мешает продвижению по России. 
    Дом этот стал проблемой также и для тех советских военных, кто привык видеть в глазах своих подчиненных покорность: для Крымова, для Особого отдела, — там уже известно, что среди защитников дома завелось свободомыслие. “Свободы хочу, за нее воюю”, — говорит “управдом” капитан Греков. И подразумевает при этом не только освобождение территории от врага, но и освобождение от “всеобщей принудиловки”, которой, по его мнению, была жизнь до войны. Дискуссия о свободе, о добре, дружбе, о причинах всеобщей покорности перед лицом тотального насилия развертывается в произведении и под пулями в стенах “дома шесть дробь один”, и в камерах Лубянки, и в среде ученых в Казани. 
    Писатель берет разные “срезы” войны: вот перед нами штаб Еременко, вот штаб Паулюса; вот воронка, в которой одновременно прячутся от смерти и русский, и немец. Читая роман, мы встречаемся с физическим страхом и духовным благородством, святым порывом и предательством, видим грубость, нежность, слезы, грязь и трепет сердца.  Победоносная Сталинградская битва в романе — это и героическое деяние, и беда народа, который, освобождая страну, освобождая мир от фашизма, одновременно завоевывает славу Сталину. “Сталинградское торжество определило исход войны, но молчаливый спор между победившим народом и победившим государством продолжался. От этого спора зависела судьба человека и его свобода”. 
В центре романа - народ, его судьба, его героическая самоотверженность, его созидательное начало. Последовательно развертывается в романе вывод о народной победе. В невыносимых условиях концлагеря один из героев романа майор Ершов сумел сохранить "тепло души" - "такое простое, всем нужное тепло исходит от русской печи, в которой горят березовые дрова". Приверженность русским традициям ощущается в характерах Викторова, Даренского, Новикова. У своего любимого героя академика Чепыжина писатель показывает широкий круг увлечений всем русским: русской природой, русскими художниками-пейзажистами, старинными народными песнями.

Греков -  защитник Сталинграда, командир бесстрашного дома 6/1. Самое главное в характере Г. – непокорство натуры, дерзость, независимость поступков и мыслей. Он вовсе не «круглый» (из «Война и Мир» Тушин), не простой. Все в нем – и взгляд, и быстрые движения – было дерзким, сама дерзость. В нем есть внутренняя свобода героя. Греков – выразитель не только народного, национального, но и всечеловеческого свободолюбивого духа. «Свободы хочу, за нее и воюю!». Убивают в доме 6/1.

грековцы спрашивают крымова: а колхозы после войны будут?. коллективизация - это не свобода, это произвол государства по отношению к народу. греков воюет за свободу, т.е. за то, чтобы управы не было. грековцев не надо вести в бой, они сами знают, за что сражаются, и за что умирают. за свободу

Новиков - полковник. Внутренний мир тоже меняется отнюдь не в сторону гармонии. Возможная гармония подорвана не только личной драмой (отношения с Женей), но и предчувствием туч над головой отстранения, от командования корпусом.  Евгения Николаевна Шапожникова, приняв по зову совести решение вернуться к попавшему беду мужу, арестованному Крымову, тем самым навсегда отказывается от счастья, от любви к Новикову.

Задерживает наступление на 8 минут.

Даренский – подполковник. Это талантливый, умный, проницательный и дерзкий штабист. После лагеря он совсем уж всерьез стал ощущать свою неполноценность и даже прямое объяснение от автора: «его уверенность и сомнение сочетались с постоянной житейской робостью». И вот у него тоска в камныцкой степи, мимолетный флирт со штабной дамой.

Майор Ершов – герой неповиновения «властитель дум». От  него идет «веселый шар», он греет людей, как русская печь. Но он чересчур популярен, чересчур народен. К тому же, у него неясная биография. Мало того, что его отца сослали в Сибирь, он не предал своего отца, поехал к нему в ссылку и был за это уволен из армии. В майоре Ершова, разработавшем дерзкий план восстания военнопленных, жило «неистребимое презрение к насилию». Он понимал свою борьбу за свободную русскую жизнь: победа над Гитлером станет победой и над теми лагерями в России, где погибли как кулаки его мать, сестры, отец. Внушает своему лагерному товарищу: без свободы нет пролетарской революции. Подпольная организация.

 

 

2)«Эстрадная» поэзия 1960-х гг. (Е. Евтушенко, А. Вознесенский). Эстрадная поэзия, звучащая с эстрады, рупор, залы. Люди приходили слушать, самих себя узнавали в них. Молодая аудитория приходила их слушать: молодой, значит прогрессивный, не успевший запятнать себя в связи с режимом. Эстрадники говорили от лица поколения, от лица «мы». Поэты были социально-чуткими, артистичными, чувствовали зал. Их врагом было мещанство. Поэты обращались в будущее. Всем традициям предпочитали новаторство. Их кумиров являлся Маяковский. Детство эстрадников опалено войной. Они вступили в жизнь в период оттепели. Они совпали с оттепелью, были детьми 20 съезда. Признаки: городской жаргон, больше публицистичны, воинственны, делали ставку на науку, тех.прогресс, рукотворность, воспевали красоту сделанную, делали ставку на скорость, в их стихах аэропорты, гидроэлектростанции, герой «откровенный» человек, жили будущим, тема заграницы, пафос.

А. Вознесенский – поэт второй половины 20 века. Это ясно и из его стихов: Москва и Калифорния, аэропорт в Нью-Йорке и звезды над Михайловским. «Я в Шушенском» и «Когда написал я Вяземскому» - такое перемещение во времени и пространстве характерно, да и возможно, только нашему современнику. Вознесенский – поэт острой и напряженной мысли. Его знание архитектуры и живописи способствовало интересу поэта к форме стихотворения. Отсюда – стройный ряд, точность эпитетов и других тропов, музыкальность звукописи. Поэт переживает за человека, ненавидит подлость, пошлость, мещанство. Но он не только негодует, он также провозглашает и утверждает: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Самым важным в жизни Вознесенский считает свою Родину: «Россия, любимая, с этим не шутят. Все боли твои – меня болью пронзили».  Вознесенский – поэт современности, он пишет о том, что происходит сейчас на земле. И желание помочь вдохновило поэта на создание стихотворения «Из ташкентского репортажа», написанное о страшном землетрясении 1966 года. Необычные образы, с помощью которых он воссоздает эту трагедию, уже не кажутся странными: люди помнили ужас этой катастрофы. Вознесенский – автор поэтических сборников «Треуголная груша», «Антимиры», «Тень звука», «Дубовый щит виолончельный», «Витражных дел мастер», «Ров». Также он является создателем жанра видеом, возникших на стыке поэзии и живописи.

Мерзнет девочка в автомате, миллионы алых роз, ты меня на рассвете разбудишь.

Другим ярким представителем поэзии этого времени является Евгений Евтушенко. Он уже поэт-публицист. Его интересуют все проблемы современности: политические, социальные, нравственные. В центре внимания поэта весь мир: Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, борьба за мир и путешествие по Лене. Он на себе испытывает, ощущает пеструю, шумную и трагическую жизнь 20 века. Его интересует и волнует все то, что волнует его современников. Но, надо сказать, что публицист-Евтушенко уживается с лириком-Евтушенко. Именно это соединение публицистики с лирикой обеспечило ему небывалую популярность в середине-конце 20 века. Он очень конкретен в своих стихах. Как правило, идет от запоминающейся, броской детали, которую можно даже услышать:Здесь мы видим характерную особенность стихов. Евтушенко - рваный ритм, который передает темы жизни людей и даже нервные интонации в их речи. Являясь популярным поэтом, Евтушенко все же вызывал различное отношение у людей, вернее, не он сам, а его творчество. Люди восхищались его оригинальными, образными строчками, но видели чрезмерные и неоправданные банальности.  Своеобразной вершиной поэтического творчества Евтушенко явилась поэма «Братская ГЭС», в которой прозвучала гуманистическая мысль: «Не будет в душах света, нам не помогут никакие ГЭС». Евтушенко является автором сборников «Шоссе энтузиастов», «Нежность», «Катер связи» и других. В 1970-1980-е года он пишет поэмы «Леана и нейтронная бомба», «Фуку», роман «Ягодные места». Вообще, Евтушенко очень интересная личность, широко образованная, многосторонняя. Ведь он является не только поэтом, но и мастером художественной фотографии, киноактером, режиссером и критиком. И он же является создателем уникальной антологии русской поэзии. 

 

 

 


14.01.2016; 01:54
хиты: 183
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь