пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

6.Французский экзистенциализм. Сюжеты и герои романов А. Камю и Ж.-П. Сартра.

Французский экзистенциализм, включающий творчество Ж.-П. Сартра, Симоны де Бовуар, А. Камю, как направление сформировался позже, чем экзистенциализм немецкий. Идеи К. Ясперса и особенно М. Хайдеггера, их интерпретация и критическое переосмысление - один из непосредственных идейных источников французского экзистенциализма. Однако экзистенциальные идеи в широком смысле этого слова во Франции получили распространение примерно в то же время, когда они вошли в моду в Германии - в 20-40-х годах. Поэтому для понимания контекста, в котором развивался французский экзистенциализм, необходимо принять в расчет по крайней мере три философских движения XX в. в самой Франции. Это: французское неогегельянство, в трактовке Гегеля выдвинувшее на первый план именно экзистенциальные мотивы; феноменологическая философия, которая во Франции также выражала - еще до французского экзистенциализма, а потом и во взаимодействии с ним - экзистенциальные идеи и умонастроения; религиозный экзистенциализм, во Франции ярко и талантливо представленный Габриелем Марселем.

Экзистенциализм стал иррациональной реакцией на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. Подлинная философия с точки зрения экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в "экзистенции", то есть некой иррациональной реальности.

Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Экзистенция индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека. Чтобы осознать себя как экзистенцию, человек должен оказаться в "пограничной ситуации", например перед лицом смерти. В результате мир становится для человека "интимно близким".

Экзистенциализм рассматривает мир неизменяемым, лишённым закономерностей, хаотичным, абсурдным, а человеческое существование в нём - абсолютно бессмысленным, разум человека - бессильным, деятельность его - бесцельной. Бытие человека в экзистенциализме рассматривается как бытие в повседневном мире. Человек рассматривается не как существо рациональное, а как существо способное страдать. Он всегда одинок, охвачен страхом, испытывает постоянно чувство тревоги, тоски. Важное значение придаётся индивидуальному сознанию, которое ничем не детерминировано, не определяет поведение субъекта в мире, где нет никаких ориентиров, законов, прогресса. Одним из ведущих положений экзистенциализма является "свобода выбора", которая весьма привлекает анархиствующую интеллигенцию с её жаждой "абсолютной свободы". Человек несет ответственность, которую ему нести не хочется, отсюда следует трагичность человеческого бытия.

камю сартр экзистенциализм французский.

 

Сюжеты и герои романов А. Камню и Ж.-П. Сартра.

В довоенный период философские идеи Сартра, изложенные в книге «Бытие и ничто», сразу же стали реализовываться в искусстве. Сосредоточил своё внимание Сартр на человеке, его экзистенции, свободе выбора. Познание человеческой природы происходит у Сартра при помощи психоанализа, который позволяет осознать беспомощность человека в окружающем мире, зависимость от обстоятельств, смертность. Эти своеобразные исследования мыслителя легли в основу его романа «Тошнота» (1938).Герой произведения Антуан Рокантен неординарен, так как основной жизненной целью для него становится осознание сути своего существования. Сартр освобождает героя от своей опеки и даёт ему полную свободу действий. Это проявляется в своеобразной форме романа – написан он в виде дневника. Создавая иллюзию невмешательства, Сартр абсолютизирует индивидуума, отходит от принципа типизации. Но индивидуум Сартра не индивидуальность, не имеет примет конкретно-социальных, профессиональных, а является носителем определённых заданных идей. Он открывает фундаментальные идеи экзистенциализма. Его сознание утверждает само себя («Я существую, потому что мыслю» [28, с. 145]), выявляет соотношение бытия и Ничто. Бытие существует, по Сартру, вне сознания человека: «я понимал, что это Мир, мир, который предстал передо мной во всей своей наготе, и я задыхался от ярости при виде этого громадного существа… Мир был явлен всюду – впереди, позади. И до него ничего не было. Ничего. Не было такого мгновенья, когда он не существовал…». Сознание, воспринимающее образы (по Сартру образ – это ничто бытия) и продуцирующее их, сопряжено с понятием Ничто. Осознание никчемности вызывает чувство тошноты, возникающее у героя в моменты ощущения его существования.
Для воссоздания духовных исканий героя Сартр избирает своеобразную творческую манеру: Рокантен за всем наблюдает – он одинаково всматривается как во внешние вещи, так и в собственный внутренний мир, пытаясь при помощи психоанализа понять своё состояние. Над всей жизнью Рокантена нависает рок смерти, что вызывает чувство страха, сначала героем не осознанного: «В общем-то ясно: я почувствовал страх или что-то в этом роде. Если я пойму хотя бы, чего испугался, это уже будет шаг вперёд», затем специально провоци­руемого: «Я тихо погружаюсь на дно, туда где страх», с целью изучения причин его появления. Герой начинает понимать, что в своих поисках он является необычайно одиноким. Однако одиночество не воспринимается Рокантеном как страшная безвыходность, наоборот, это состояние является опти­ма­ль­ным в его исследовании, поэтому он проходит своеобразный путь совершенствования в одиночестве: от аматорского ощуще­ния: «Но я всегда оставался среди людей, на поверхности одиночества, в твёрдой решимости при малейшей тревоге укрыться среди себе подобных – по сути дела я был только любителем»  до полного растворения в нём: «Я один на этой белой, окаймлённой садами улице. Один – и свободен. Но эта свобода слегка напоминает смерть». Таким образом, Антуан Рокантен констатирует две ипостаси свободы. С одной стороны, свобода приносит герою освобож­дение от мира, который провоцирует тошноту, даёт силы отделиться от людей, стать независимым (Сартр создаёт образ сверхчеловека). С другой, одиночество приносит герою новое ощущение собственного «я», которое утрачивает свою индивидуальность: «…всё сознание мира… тоже меня исторгло. Странное чувство. И однако же, я знаю, что существую, что я здесь. Я говорю «я», но понятие утратило для меня смысл. Я настолько предан забвению, что мне трудно почувствовать самого себя. Реального во мне осталось только существо­вание, и оно чувствует, что существует. И вдруг «я» начинает тускнеть, всё больше и больше – конечно: оно угасло совсем».Рокантен пытается также осмыслить своё сознание. Однако чем больше углубляется он в этот вопрос, тем понятнее для него становится независимость собственного сознания от него, и, собственно, от человека: «А смысл его (соз­на­ния – Е.Д.) вот в чём: оно сознаёт, что оно лишнее. Оно разжижается, распы­ляется, тщиться затеряться на тёмной стене… Но забыться ему не удаётся никогда; оно сознаёт, что оно сознание, которое пытается забыться. Такова его участь». В конечном счёте Рокантен практически растворяется в лабиринтах собственного сознания и утрачивает своё лицо. Осознав это, герой завидует своему другу Самоучке, который, несмотря на враждебное отношение к нему людей из-за его сексуальных склонностей, не утратил себя. Именно в этот момент Рокантен начинает понимать истинный смысл своей жизни: «Я тоже хотел быть. Собственно ничего другого я не хотел – вот она разгадка моей жизни; в недрах всех моих начинаний, которые кажутся хаотичными, я обнаруживаю одну неизменную цель: изгнать из себя существование». Герой осознаёт причины своего страха, в котором он хотел разобраться в начале своего поискового пути. Это был страх смерти духовной, индивидуальной. Поэтому так обрадовался Рокантен, когда понял возможность изменить своё существо­вание, что становится спасением для героя: «Стало быть, можно оправдать своё существование? Оправдать хотя бы чуть-чуть? Я страшно оробел. Не потому, что я так уж сильно надеюсь. Но я похож на человека, который после долгих странствий в снегах превратился в сосульку и вдруг оказался в тёплой комнате». Таким образом, в романе Сартр раскрывает при помощи своего героя сущность экзистанса (существования) человека. Существование, в результате длительных размышлений автора-героя, сводится к категории Ничто, возникает ситуация, когда человеческое «я» поглощается существованием, стирая индивидуальность и превращая человека в индивидуума (не случаен в этом контексте эпиграф к произведению: «Это человек не имеющий никакой значимости в коллективе, это всего-навсего индивид»). К такому выводу можно прийти, по мнению Сартра, только будучи одиноким. Одиночество – оптималь­ное состояние, в котором происходит самосознание и самоопределение человека. Растворение человека в существовании является своеобразной смертью, страх перед которой приводит к выбору жизненной позиции и пути. 
К ангажированному экзистенциализму традиционно относят второй этап творчества А. Камю*, наиболее ярким произведением которого является роман «Чума», чья жанровая специфика определяется как притча. Этот жанр выбран писателем не случайно. Как отметил С. Великовский, «писательство, возни­кающее на почве мышления, которое подобным путём отыскивает корень всех корней, неизбежно тяготеет к притче, к некоей, по словам Камю, «воображаемой вселенной, где жизнь явлена в виде Судьбы» ]. Действительно, практически во всех книгах Камю представлен некий философский код, который необходимо разгадывать, чтобы понять смысл поднятой автором проблемы. «Все книги Камю, – пишет С. Великовский, – претендуют на то, чтобы быть трагедиями метафизического прозрения: в них ум тщится пробиться сквозь толщу происходящего, сквозь житейско-исторический пласт к некоей краеугольной бытийной правде существования и предназначения личности на земле». Роман «Чума» также содержит в себе глубокий философский смысл. Название произведения заключает в себе метафору: в виде чумы представлена война и фашистская идеология. Однако дневниковые записи Камю позволяют говорить о вневременной проблеме насилия и зла, поднятой им в романе: «С помощью чумы. – говорит писатель, – я хочу передать обстановку удушья, от которого мы страдали, атмосферу опасности и изгнания, в которой мы жили тогда. Одновременно я хочу распространить это толкование на существование в целом»]. Таким образом, роман «Чума» является не просто обычной хроникой стихийного бедствия, это «притча о современном человеке в «эпоху абсурда».Сюжет произведения повествует о вспышке смертельной болезни в алжирском городке Оран. Уже с самого начала автор указывает на то, что этот городок мало чем отличался от других городов планеты: «Оран – обычный2 город, типичная французская префектура на алжирском берегу». Жизнь его обитателей протекает размеренно и деловито, что также не делает Оран выдающимся местом: «…обыватели работают много, но лишь для того, чтобы разбогатеть. Все их интересы вращаются вокруг коммерции, и прежде всего они заняты, по их собственному выражению, тем, что «делают дела». Это подчёркивание обычности жизни в Оране – приём, необходимый автору для решения поставленной задачи, суть которой раскрывается, подобно всем притчам, в конце произведения. Камю важно привести читателя к мысли, что случившееся в Оране может произойти в любом населённом пункте любого государства. Чума у Камю становится символом вечного зла, кроющегося в самом человеке. Масштабы проявления зла, показывает писатель, могут быть непредвиденными для людей. Трагические последствия деятельности чумы-зла, заставляют задуматься о смысле жизни и важности духовного совершенство­вания, а идея возможности повторения эпидемии в будущем возводят роман Камю в ранг предостережений: «…микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает…, и …, возможно, придёт на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлёт их околевать на улицы счастливого города». В своём произведении Камю даёт ключ к разгадке значения центрального метафорического образа. Величайшим злом для человечества является война. Именно она, как некое смертоносное начало, близка по своей сути к разящей намертво чуме: «В мире всегда была чума, всегда была война». Война, порождённая человеческим сознанием, трансформирует окружающий мир, делая его противоестественным и абсурдным. Влияние этого мира на психологию, поведение и моральное развитие людей – центральная тема романа Камю. Герои произведения в своём становлении проходят несколько стадий: от отрицания чумы, страха перед ней к отчаянной борьбе со смертью, которую несёт чума, смертью, в первую очередь, духовной. Ситуация, в которую были поставлены герои, раскрыла для них сущность их экзистенции. Так, в романе автор развивает мотив одиночества. Чума вскрыла невероятную отчуждённость героев друг от друга и от реальной жизни в целом: «каждый из нас вынужден был жить ото дня ко дню один, лицом к лицу с этим небом…, оставаться наедине со всеми своими заботами». Город предс­тав­лен как обиталище «узников», «ссыльных» и «изгнанников», далёких друг от друга и замкнутых в своём страхе. После вспышки эпидемии Оран изоли­руют от остального мира. Люди замкнуты, чума лишает их свободы, и, прежде всего, свободы выбора: «кое-кто из них воображал…, что они ещё действовали как люди свободные, что им ещё дано было право выбора. Но тем не менее … чума пересилила всех и вся». Экзистенциальная проблема выбора перемещается из сферы материальной в сферу духовную. Чума становится катализатором духовности человека. В некоторых она проявляла скрытое в обычной жизни мужество, активизировала силу воли, делала способным к самопожертвованию. Так, доктор Риэ с самого начала эпидемии выполняет свой профессиональный долг: посещает на дому больных, дежурит у постели умирающих, оказывает посильную помощь всем тем, кто к нему обращается. Жан Тарру, состоятельный путешественник, чьи записные книжки проливают свет на происходящее в Оране, в пик чумы предлагает свои услуги городу, организовывая санитарные дружины, очищая город от трупов, транспортируя больных в лазареты. Ничем не приметный служащий Жозеф Гран естественно воспринимает свои обязанности по отношению к другим людям: «Сейчас чума, ну ясно, надо с ней бороться», он помогает Жану Тарру, не заду­мываясь о собственном благополучии и здоровье. Журналист Раймон Рамбер, сперва стремящийся любыми способами покинуть город, впоследствии прини­мает сторону «борцов», оказывая посильную помощь заболевшим. Всей душой отдаётся общественной деятельности и священник – отец Панлю. Он первый связывает причины возникновения чумы с самим человеком. Исследуя исторические случаи возникновения этого заболевания, Панлю говорит о некоемом возмездии за человеческую деятельность. По его мнению, причины возникновения чумы человек должен искать в себе самом. К подобному мнению приходит и Жан Парру, который считает чуму внутренней болезнью человека: «…эта стерва чума! Даже тот, кто не болен, всё равно носит болезнь у себя в сердце». В других людях чума обостряет чувство эгоизма. Они используют эпиде­мию в своих собственных целях. Так, контрабандисту Коттару, чума помогает уйти от наказания. Он рад эпидемии и даже извлекает из неё определённую материальную выгоду. Коттар не принимает сторону «бунтарей», что делает бессмысленным его существование и закономерным финал его бесславной жизни.Противостоять чуме могут только искренние, возвышающие человека, чувства – чувство любви, чести и честности. Хоть некоторые из героев и гибнут в своей борьбе с чумой, однако их жизнь и смерть наполняются смыслом. Таким образом, как отметил В. Глибовец, «в романе автор создаёт характерную для экзистенциализма «пограничную ситуацию», когда человек находится в положении между жизнью и смертью, с вытекающей отсюда проблемой выбора и нравственного самоопределения». Необходимо отметить, что деятельность «бунтарей» у Камю не приводит к ликвидации чумы. Она исчезает по какой-то неизвестной причине. С этой точки зрения протест героев против эпидемии не имеет никакого практического результата. Однако для Камю важным становится иной вывод. Переведя проблему добра и зла из внешней среды на внутренний духовный уровень человека, писатель показывает важность духовного совершенствования личности, его способность противостоять злу, в какой форме оно не было бы представлено.
Роман А. Камю имеет два аспекта прочтения. Один – связывает произведе­ние с историей. Чума может восприниматься читателем как Вторая мировая война (на это неоднозначно указывает сам автор, связывая описываемые собы­тия с 194… годом); герои-бунтари в этом ключе олицетворяют подпольное анти­фа­шистское движение – Сопротивление. Автор, вполне вероятно, размы­шлял над социально-нравственной позицией абсолютно реальных людей, посвятивших себя борьбе, изучал причины, побудившие человека восстать против обстоятельств. Второй – притчевый, выводит сюжет романа за рамки определённого времени, заставляет по-новому оценить человеческую личность, задуматься о важности сохранения её физической и духовной жизни. 

 

 


23.06.2015; 20:45
хиты: 124
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь