-Авангардизм, по времени расположенный между войнами;
-Неоавангардизм (50–60-е гг.);
-Постмодернизм (70–80-е гг.).
Говоря об авангардизме как части модернизма, отметим, что западная критика нередко не применяет эти термины, предпочитая «авангард».
Модернизм продолжает нереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит в литературу второй половины ХХ века.Модернизм – это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям.
Общие черты:
1) утрата точки опоры;
2) разрыв с традиционным мировоззрением христианской Европы;
3) субъективизм, деформация мира или художественного текста;
4) утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника;
5) формализм.
Модернизм – пёстрое по своему составу, политическим устремлениям и манифестам литературное движение, включающее множество различных школ, группировок, объединенных пессимистическим мировоззрением, стремлением художника не отражать объективную реальность, а самовыражаться, установкой на субъективизм, деформацию. Философские истоки модернизма можно отыскать в трудах З. Фрейда, А. Бергсона, У. Джеймса. Модернизм может быть определяющим в творчестве писателя в целом (Ф. Кафка, Д. Джойс) или может ощущаться как один из приёмов, оказавших существенное влияние на стиль художника (М. Пруст, В. Вулф). Модернизм как литературное движение, охватившее Европу в начале века, имеет следующие национальные разновидности:
-французский и чешский сюрреализм;
-итальянский и русский футуризм;
-английский имажизм и школа «потока сознания»;
-немецкий экспрессионизм;
-американский и итальянский герметизм;
-шведский примитивизм;
-французский унанимизм и конструктивизм;
-испанский ультраизм;
-латиноамериканский креасьонизм.
Модернизм как философско-эстетическое явление имеет следующие стадии: авангардизм, неоавангардизм, постмодернизм.
Общие черты модернизма: утрата точки опоры, разрыв с позитивизмом 19 века, с традиционным мировоззрением христианской Европы, субъективизм, деформация мира или художественного текста, утрата целостной модели мира, создание модели, формализм.
Первая мировая война повлекла за собой обновления в старом искусстве, потому что старое искусство давно перестало отвечать потребностям общества. После этого возникают формалистические направление в литературе и искусстве: футуризм, дадаизм и сюрреализм и др. Реалистическое искусство на рубеже веков заметно меняло и проблематику, и способы изображения жизни. Оно по-прежнему исследовало взаимоотношения личности и общества, анализируя объективные причины, порождающие их враждебность. Однако все больше внимание уделялось психологии героев, изображении внутреннего мира человека.
В 20-е-30-е гг. модернистская школа, провозгласившая главенство искусства над жизнью и проповедовавшая отказ от решения больших социальных проблем, была ярким выражением углубляющегося кризиса общества после первой мировой войны.[1.стр 12] Модернисты делают основной акцент на субъективном мире героев, стремятся изолировать человека от окружающей его социальной среды, объяснить присущие ему недостатки и пороки исконным несовершенством человеческой природы. Модернисты воспринимают жизнь как бессмысленный хаос.
Можно сделать вывод, модернизм – это не просто художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-х годах 20 века, как своеобразное отражение духовного кризиса буржуазного общества, но и историко– культурный тип, включающий в себя определенную структуру мышления, связанную с пониманием культуры человека, а так же видением своего места в ней.