пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

2 семестр:
» матан
I семестр:
» Культурология

7.Динамика культуры

Знакомство с историей культуры показывает, что ее явления не являются неизменными. Поэтому возникают вопросы о том, как и почему, под влиянием каких факторов изменяется культура. Ответы на эти вопросы стремится дать учение о динамике культуры. Сам термин «динамика» буквально означает «сила», то есть учение о силах и движения, которые ими вызваны. Культурная динамика исследует социокультурные изменения с позиций различения типов культурного влияния и характера культурных изменений.

Когда речь идет о социодинамики, имеются в виду изменения, которые происходят в культуре и человеке под влиянием внешних и внутренних сил. Изменения - неотъемлемое свойство культуры. Понятие «изменение» включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени) так и внешние изменения (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.д.).

Типы культурной динамики

В культурологии культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовой или этапной; циклической и инверсионной.

Наиболее простая концепция культурного развития - традиционная теория линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, который понимается в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов ее материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного. Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которого является доминантный тип общественных отношений, т.е. социальность как таковая

В рамках исторического материализма концепция формационного развития культуры утверждала основным фактором изменения в способе производства. Согласно этим изменениям выделялись и основные периоды линейного развития мировой культуры, которые порождали соответствующие типы культуры: первоначальную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую. Как предполагалось, изменение характера производства влечет за собой и изменение общественного строя, а вместе с ним и культуры.

Если изменить масштаб и ввести стадиальный критерий универсального уровня, то культурная динамика человеческого общества проявится как общемировой процесс смены всемирно-исторических эпох: Первобытность, Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Динамика оценивается в этом случае как комплексное поступательное восхождение человеческого сообщества ступенями исторического прогресса. Различают три основных вида преобразований: реформу, трансформацию и революцию.

Реформой называется изменение, переустройство определенной части социокультурной жизни, которая не уничтожает основ существующего порядка. В общественном теории и практике до реформ причисляют более или менее прогрессивные преобразования, определенный шаг к улучшению. Под трансформацией понимают совокупность явлений и процессов, которые постепенно и ненасильственным образом приводят социокультурную систему к принципиально новому качеству отношений.

Революцию определяют как глубокую качественное изменение в развитии. Относительно же социокультурной среды говорят о коренном, как правило, насильственное изменение главных традиционных ценностей и стереотипов (поведения, сознания, мышления), изменение идеологии, крутой поворот государственной политики в области культуры, кардинальное преобразование социального состава интеллигенции.

Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX-XX вв., Найдя свое отражение в теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, в понятии «культурных организмов» концепции О. Шпенглера, круговорота «локальных цивилизаций» А. Тойнби.

Изменения в рамках цикла оказываются повторяющимися, общества движутся по подобным траекториям протяжении многих поколений. Восприятие времени в них также циклическое, т.е. такое, которое периодически возвращается к исходной точке.

Еще одним типом социокультурной динамики называют инверсию, которую иногда рассматривают как частный случай циклических изменений. Однако это не совсем правильно, ибо инверсия описывает изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые движения - от одного полюса культурных значений к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в обществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, полная покорность существующим порядкам и их носителям может изменяться «бессмысленным и беспощадным бунтом», разгул страстей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни.

Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды - от нескольких лет до нескольких столетий. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах.

Характер культурных изменений

Когда говорят о характере культурных изменений, подразумевают направление их влияния на общество.

Культурный упадок

Культурный упадок чаще всего связан с ослаблением значимости высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматичной направленности общественного сознания, т.е. с набором факторов, вызванных стандартизацией жизни в условиях массового общества. Упадок также может выражать себя или как усталость, реакция расслабления на предыдущий бурный период развития культуры, или как недовольство его результатами.

Культурная кризис

Культурная кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. Вследствие этого система распадается. Кризис может быть окончательным, но может также дать начало формированию других, более актуальных элементов и их связей, став зародышем новой культуры.

Культурный застой

О культурный застой говорят, когда изменения не происходят в течение длительного времени. Общество проявляет приверженность традициям, ориентируется на повторяемость норм, ценностей, смыслов, знаний, распространяет запрет на нововведения. В таких социокультурных средах преобладает циклический тип динамики, выпрямить который в линию поступательного прогрессивного развития не в состоянии даже крупные открытия.

Тот или иной вариант культурных изменений, как правило, не охватывает культуру в целом. Напротив, отличительной особенностью любой культуры является ее многослойный характер, вследствие чего в ней могут происходить одновременно изменения, направленные в разные стороны и с разной скоростью. Движение к обновлению, как правило, вызывает накопление тенденций к стабилизации, что приводит рано или поздно к откатки и изменения ориентаций. Кроме того, различные компоненты культуры меняются с разной скоростью. Наиболее устойчивой является мифология, способна в той или иной форме хранить свои образы на протяжении многих веков. Большой запас консервативности содержит в себе и религия, которая несет функцию интеграции общества. Более мобильной является художественная культура, которая гибко реагирует на изменение духовного состояния общества или его отдельных слоев. Но самую высокую способность к изменениям имеет наука, которая удваивает свои основные параметры по 10-12 лет.


27.01.2014; 22:15
хиты: 164
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь