пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

2 семестр:
» матан
I семестр:
» Культурология

13.Концепции культуры. Концепция подавления естественного

 

 Культура как подавление естественного (З.Фрейд, К.Г.Юнг)
В XX в. к исследованию культуры подключилась психология, одним из первых здесь оказался австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Исследуя глубины человеческой психики, подсознание и бессознательное, Фрейд пришел к выводу, что их истоки следует искать в генезисе и развитии культуры, а не в биологической природе человека. 

Активность человека, по Фрейду, зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как оно накладывает на личность множество ограничений, подвергает ее инстинкты, влечения «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, но не исчезают, сохраняя свой энергетический заряд, свою активность. Они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением человека, перевоплощаясь в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. 

. Бессознательное (именуемое Фрейдом «Оно») находится в постоянной борьбе с «Я» (сознание). «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его функция – измерять влечения с требованиями общества в интересах самосохранения. «Оно» стремится любыми путями попасть в осознаваемую часть, но мешает супер-эго («внутренний надзиратель»). Психическая энергия, заключенная в «Оно», из примитивных биологических влечений – в творения культуры. Единственный путь выжить и сохранить свою сущность в такой постоянной борьбе – это разум и культура. 

Культура, по Фрейду, сама проникает в сферу бессознательного, пропитывает его, превращаясь в «Супер-Эго» - внутреннего цензора, подавляющего темные страсти или направляющего их в созидательное русло. Однако, как считает Фрейд, достигается это очень высокой ценой, ибо требования культуры делают человека несчастным, вызывая у него либо бунт, либо неврозы. 

Выдающийся последователь З.Фрейда, швейцарский ученый ^ Карл Густав Юнг (1875- 1961) перешел от исследований индивидуального бессознательного к коллективному бессознательному. 

Известно, что психоанализ уделяет исключительное внимание расшифровке сновидений. Однако если у Фрейда такой анализ ограничивался диагностикой неврозов конкретных пациентов, то у его ученика такая расшифровка выделяла импульсы, носящие массовый характер и лежащие в основе всей культуры. 

Юнг выявил, что наиболее характерные, типичные образцы бессознательного совпадают с символами, проходящими через всю историю мировой культуры. Такие формы Юнг назвал архетипами коллективного бессознательного. Архетипы – это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Данные были сделаны автором на основе многолетних наблюдений из собственной практики. Архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг в особенности подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечествам архетипам. Новым в этих исследованиях было то, что формы коллективного бессознательного выявлялись не в биологической сущности человека, а в самой культуре. 
По Юнгу, коллективное бессознательное, имея культурное происхождение, в то же время настолько прочно вошло в психику, что передается наследственным путем, биологически


24.01.2014; 21:13
хиты: 103
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь