Самобытная московская культура зарождается еще в период возвышения Московского княжества в XIV–XV вв. В то время наиболее ярким ее представителем был знаменитый иконописец Андрей Рублев.
Крупнейшими достижениями зодчества московского периода русской истории стали Московский Кремль, в окончательном виде построенный при Иване III, созданный при нем же приглашенными итальянскими архитекторами ансамбль кремлевских церквей во главе с Успенским собором (арх. А. Фиораванти), созданный при Иване Грозном собор Василия Блаженного на Красной площади, в котором сказались и восточные влияния (зодчий Барма), уникальный 22-главый храм в Кижах (Карелия) XVII в.
В целом культура и быт этого периода были типичными для традиционного общества, строго патриархальными, подчиненными влиянию церкви. Своеобразным морально-бытовым «кодексом» того времени стал «Домострой» XVI века, полный суровых назиданий и духа авторитарного подчинения народа духовной власти церкви и светской власти царя, а в семье – власти мужа и отца.
Важным событием столетия стало открытие Академии художеств. Идея ее создания возникла еще при Петре, но осуществить проект удалось только в 1757 г. благодаря активным действиям И. И. Шувалова, куратора Московского университета, и М. В. Ломоносова. Единственное в России высшее художественное заведение, Академия на долгие годы стала «кузницей» высокопрофессиональных архитекторов, скульпторов, живописцев и графиков.