Историк и социолог, автор сотен работ по всем практически эпохам истории, включая античную, Востока, международных отношений и новейшую.
А.Тойнби — буржуазно-либеральный мыслитель, защитник капиталистического общественного порядка и убежденный противник марксизма.
Наиболее существенное в творческом наследии Тойнби — глобальная философско-историческая схема развития общества от древнейших времен до нд.-цивилизационный подход к истории.
В центре построений Тойнби — положение о развитии человеческого общества в рамках замкнутых или почти замкнутых «локальных цивилизаций».
Он насчитывал 21 такую «цивилизацию»; восемь из них, утверждал он, дожили до наших дней. Ни одна из них не была всемирной – все они охватывали только часть мира.
Каждая цивилизация развивалась по более или менее общим законам.
Никакая цивилиз-я не вечна, каждая сущ-ет только в течение опред-го времени.
Главный критерий выделения понятия цивилизация-единство культуры, проявляющееся, прежде всего, в религии.
Закон-«ухода-возврата» - один из механизмов складывания цивилизаций: герой, с именем которого связано ее становление, покидает на время свой народ, чтобы вернувшись возглавить его.
Тойнби как бы разрывал всемирно-историческое единство и создавал по своему произволу «новую картину мира».
Он называет три области социальной жизни каждой «цивилизации»: культурную, политическую и экономическую.
Каждая «цивилизация» развивается по принципу исторического круговорота, проходя последовательно пять стадий: возникновение, рост, кризис, дезинтеграцию и гибель
Предмет особого внимания для Тойнби - западная цивилизация. Начало ее упадка он связывал с Реформацией.