пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

9. Автор В Драме (анализ Произведения Русской Литературы По Выбору Экзаменующегося).

В Отличие От Эпоса, Где Между Читателем И Проходящими Перед Ним Лицами Находится Водитель — Автор, В Д. Такого Средостения Нет. Автор Д. Скрыт За Своими Персонажами, Последние Живут Как Бы Независимо От Него, Воспринимает Их Зритель Непосредственно. Герои Д. Сами Говорят За Себя, Все Дано Здесь Под Знаком Происходящей Между Ними Борьбы, Отношение Его (а Следовательно И Зрителя) К Изображаемому В Д. Событию Является Не Эпически-Пассивным Осмыслением, А Деятельным Соучастием. Отсюда Вытекает Характерная Для Д. Максимальная Концентрация Событийного Материала. Эпос Характеризуется Стремлением К Сочетанию Разнообразных Действий, Событий И Положений, — Драма, Наоборот, Предпочитает Какой-Нибудь Один Действенный Момент, Доведенный До Предельной Напряженности. Отсюда И Возможность Появления В Драматургии Так Наз. Закона Трех Единств (действия, Места И Времени), Схоластического В Том Виде, В Каком Его Утверждала Французская Классическая Теория (см. «Единства»), Но Отражающего В Своей Основе Существеннейшие Устремления Д. Необходимость Максимально Использовать Сравнительно Небольшой Промежуток Времени, В Течение К-Рого Происходит Спектакль, Для Непосредственного Показа Действия — Борьбы, Должна Естественно Приводить К Строгому Отбору Отдельных Этапов Этой Борьбы.

 

Особенности Драмы Как Литературного Рода Обусловили И Специфику Выражения В Ней Авторского Начала. Собственно Автору Принадлежат Лишь Ремарки Или Другие Замечания, «сопровождающие» Пьесу (например, «Характеры И Костюмы. Замечания Для Господ Актеров» В «Ревизоре» Н.В. Гоголя). Заглавие Пьесы, Возможный Эпиграф – Тоже Так Называемые «сильные Места» В Драме, Где Можно Увидеть Авторское Отношение К Изображаемому. Но В Драме Отсутствует Повествование, Как Правило, Нет Места Прямому Авторскому Слову: Таковы Общие Свойства Драматических Произведений. С Этим Связаны Многие Эпизоды В Истории Драматургии, Когда, Например, Для Сценической Постановки Нужно Было Преобразить, Применительно К Драме, Эпическое Произведение. Так, М.А. Булгаков, Перерабатывая Для Предполагавшейся Постановки В 30-Е Гг. «Мертвые Души» Гоголя, Ввел В Текст Пьесы Фигуру Автора, Который Из Рима Следил За Своими Персонажами. Постановка Так Не И Осуществилась – По Разным Причинам, В Том Числе И Из-За Необычности Булгаковского Замысла.

Все Же, Конечно, И В Драме Есть Свои Возможности Для Проявления Авторской Активности. Это Могут Быть Герои, Которые Служат Рупором Идей Автора, Его Alter Ego (вторым Я) – Такой Герой Называется Резонером. Иногда Даже Через Сатирического Персонажа Автор Может Напрямую Обращаться К Читателю – Зрителю. Так, В «Ревизоре» Городничий Бросает Реплику В Зал: «Чему Смеетесь? Над Собою Смеетесь. Эх, Вы!..» Но В Целом В Драме Автор Проявляет Себя В Наиболее Скрытой Форме – То Есть Через Построение Сюжета И Композицию Пьесы – Сюжетно-Композиционный Способ. И Отбор Материала, И Расположение Его, И Особенно Развитие Действия Являются Важными Средствами Выражения Авторской Мысли.

Автор И Драматическое Произведение.

Особенности Драмы Как Литературного Рода Обусловили И Специфику Выражения В Ней Авторского Начала. Собственно Автору Принадлежат Лишь Ремарки Или Другие Замечания, «сопровождающие» Пьесу (например, «Характеры И Костюмы. Замечания Для Господ Актеров» В «Ревизоре» Н.В. Гоголя). Заглавие Пьесы, Возможный Эпиграф – Тоже Так Называемые «сильные Места» В Драме, Где Можно Увидеть Авторское Отношение К Изображаемому. Но В Драме Отсутствует Повествование, Как Правило, Нет Места Прямому Авторскому Слову: Таковы Общие Свойства Драматических Произведений. С Этим Связаны Многие Эпизоды В Истории Драматургии, Когда, Например, Для Сценической Постановки Нужно Было Преобразить, Применительно К Драме, Эпическое Произведение. Так, М.А. Булгаков, Перерабатывая Для Предполагавшейся Постановки В 30-Е Гг. «Мертвые Души» Гоголя, Ввел В Текст Пьесы Фигуру Автора, Который Из Рима Следил За Своими Персонажами. Постановка Так Не И Осуществилась – По Разным Причинам, В Том Числе И Из-За Необычности Булгаковского Замысла.

Все Же, Конечно, И В Драме Есть Свои Возможности Для Проявления Авторской Активности. Это Могут Быть Герои, Которые Служат Рупором Идей Автора, Его Alter Ego (вторым Я). Иногда Даже Через Сатирического Персонажа Автор Может Напрямую Обращаться К Читателю – Зрителю. Так, В «Ревизоре» Городничий Бросает Реплику В Зал: «Чему Смеетесь? Над Собою Смеетесь. Эх, Вы!..» Но В Целом В Драме Автор Проявляет Себя В Наиболее Скрытой Форме. Б.О. Корман Выделяет Два Главных Способа Для Выражения Авторского Сознания: Через Построение Сюжета И Композицию Пьесы И Через Речи Действующих Лиц. К Первому Типу Он Относит Пьесы «Горе От Ума» Грибоедова И «Гроза» Островского, Ко Второму – Пушкинского «Бориса Годунова». Например, В «Борисе Годунове» «в Монологах Героев Много Места Занимает Эпический Текст, Выходящий За Пределы Непосредственного Сценического Действия И Необыкновенно Расширяющий Сферу Изображаемого... В Других Случаях Эпический Текст Позволяет Узнать О Том, Что Происходило Между Двумя Моментами Сценического Действия... Наконец, Герой Может Говорить О Событиях В Будущем Времени... Эпические Рассказы, Включенные В Монологи Героев... Содержат Детализированное, Связное И Развернутое Жизнеописание Героев... В Диалогах, Так Же Как И В Монологах, Герои В Ряде Случаев Говорят О Том, Что Собеседникам Уже Известно, И, Следовательно, Адресуют Свои Слова Не Столько Друг К Другу, Сколько Непосредственно Читателю... Автор Выбирает Героев, Разноудаленных От Центрального Места Действия. ... За Высказываниями, Приписанными Героям, Явно И Непосредственно Ощутимо Единое Авторское Начало. В Некоторых Случаях... Субъект Речи Играет Чисто Служебную Роль: У Него Нет Собственно Драматической Функции, И Он Нужен Только Для Того, Чтобы Нечто Сообщить. ...Весь Стихотворный Текст Трагедии Объединяется Сверхличным, Непосредственно Авторским Стилем. ... По Воле Автора Герои Трагедии Широко Обращаются К Средствам Поэтической Выразительности, Не Обусловленным Их Характерами. ... Порой Поэтический Образ, Употребленный Одним Героем, Подхватывается И Развивается Его Собеседником... Эпический Тип Мышления И Эпическая Манера Письма Определяют И Характер Авторских Ремарок. Например, Сцена «Лес» Открывается Следующей Пометкой: «В Отдалении Лежит Конь Издыхающий». Это Явно Не Рассчитано На Сценическое Воплощение» . (Однако В Хх Столетии Стал Возможен Так Называемый «эпический Театр» Б. Брехта, Что Только Подтверждает Правоту Ученого.)

Важна В Пьесе И Смена Точек Зрения: Крупный Или Общий План, Взгляд На Происходящее Глазами Того Или Другого Персонажа. В Других Случаях Авторское Отношение К Героям И Событиям Проявляется В Построении Сюжета И В Композиции Драмы. «...И Отбор Материала, И Расположение Его, И Особенно Развитие Действия Являются В «Горе От Ума» Важными Средствами Выражения Авторской Мысли. Именно С Их Помощью Показаны И Непримиримость Конфликта Чацкого С Фамусовским Обществом, И Своеобразие Его, Заключающееся В Том, Что Непримиримость Эту Осознает Сначала Общество И Лишь Затем – Медленно И Трудно – Чацкий» . Если Же Отвлечься От Того, Что Было Сказано Только О «Горе От Ума», То Можно Приведенные Выше Суждения О Сюжете И Композиции Пьесы Как Проявлениях Авторской Воли Отнести И К Драматическим Произведениям В Целом.

 


13.08.2014; 01:42
хиты: 220
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь