пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

24. Поэтический мир Бродского. Язык, мотивы, связь с мировой традицией

Время и пространство.

Пространство в живописи XX в. перестает быть целостным, однородным, строго определенным. Оно начинает "мерцать" (импрессионизм); распадаться на составные части и плоскости (кубизм); "вырождаться" в чисто геометрические формы (супрематизм). П. Филонов средствами пространственного искусства пытается решать проблему изображения времени.

Философия XX в. пытается решить загадки времени и пространства. Этому посвящены работы А. Бергсона, О. Шпенглера, К. Ясперса, М. Хай-дегтера, о. Павла Флоренского, Н. А. Бердяева, JI. П. Карсавина, А. Ф. Лосева и др.

В науке теория относительности Эйнштейна, квантовая механика, теории времени А. Козырева, И. Пригожина, С. Хокинга расширяют представление о времени и пространстве.

 

Творчество И. Бродского - плоть от плоти русской и европейской культуры, и он "верный сын" XX века.

 

Категория пространства. 

Пространство можно разделить на "бытовое" и "чистое". 

Основные эмблемы "бытового" пространства это - пейзаж, ландшафт, Империя, суша, берега, прямая, плоскость, башня, шпиль. Основные черты его - конечность, неподвижность, замкнутость, плоскостность(символом который является квадрат), теснота, тавтологичность, тупиковость и обладание свойствами всех вещей в нем. 

Основные эмблемы "чистого" пространства это- безлюдный пейзаж, небо, космос. "Чистое" пространство - рай, состояние тупика. Оно обладает и всеми остальными чертами "бытового" пространства; основное его отличие это - пустота, тогда как "бытовое" пространство тесно. Бродский утверждает материальность души, как элемента пространства. 

Углы "квадратного" "бытового" пространства в "чистом" сглаживаются. С темой "чистого" пространства в поэзии Бродского связаны образы: 

звезд, которые замыкают бесконечное пространство вселенной; 
пыли, паутины, снега, которые сглаживают углы, стирают 
четкие очертания вещи; 
зеркала и тени, которые создают иллюзию выхода вещи из тупика, причем тень и отражение - бестелесны, т.е. являются элементами "чистого" пространства в "бытовом". 

Категория времени.

Время для Бродского это - абсолют. Это ничто и одновременно все. Оно неосязаемо, не имеет свойств. Время - среда обитания чувств и мыслей; это истинная жизнь идеи вещи.
Время - одновременно свет и тьма, т.е. абсолютное состояние. Символом времени является абсолютный холод, в котором жизнь невозможна.
Время - равнодушная разрушительная сила, которая разрушает плоть и дух. Оно - абсолютная бесконечность, разомкнутость.
Пространственное выражение времени - воздух, море, т.к. эти стихии разрушают, растворяют в себе материю. Нетвердое вещество человеческого глаза родственно веществу водной стихии, поэтому человеческий глаз во сне способен заглянуть во время.

Взаимоотношение пространства и времени.

Бродский рассматривал конфликт пространства и времени как противостояние пассивного и активного начал. Время властвует над пространством, создает и разрушает его, но ценит, чтобы продемонстрировать свое величие. Время выше пространства, т.к. пространство - вещь, а время - идея вещи.
Сходство философии пространства и времени Бродского с философией Платона обнаруживается уже на уровне терминологии: использование термина "идея вещи". Бродский, как и Платон, утверждает вторичность материального мира (пространства) по отношению к миру идей (времени), неподлинность материального мира, смертность вещей в нем и вечность идеи, подлинность существования в небытии, во времени.
Платон изображает материальный мир как пещеру, замкнутое пространство. Похожую идею о замкнутости пространства выдвигает и Бродский.
Они оба считали, что мир идей находится в постоянном движении и развитии. Однако, Платон не отказывал в возможности развития и материальному миру, тогда как Бродский утверждал, что пространство косно.
Концепции Платона и Бродского связывает также представление о человеке как о части пространства и невозможности для него выхода из материального мира.
В мире идей (по Платону) душа существует как отдельные проявления (любовь, храбрость). Мнение Бродского о существовании чувств и мыслей во времени сходно с идей Платона.

По Платону олимпийские боги существуют в материальном мире, как и души по Бродскому.
Бродский считает основной причиной конфликта бытия и небытия стремление пространства перейти во время, против чего категорически выступает время.

Бродский утверждает, что победа поэта над временем заключается в факте поэзии, способности человека творить.
В целом философия Платона является более жизнеутверждающей. Смысл жизни в конфликте бытия и небытия и в совершенствовании души. Бродский же не видел смысла вообще в пространственном существовании. Основная цель человеческой жизни - "избавиться от мыслей о свободе" в пространстве и слиться со временем.

Мотивы лирики.

Бродского называют современным классиком. Его поэзия лишена очевидных примет времени. Этот поэт свободен в выборе эпохи, будь то Древний Рим, XVIII, XIX или XX век или «надцатое мартобря». Он абсолютно свободен и в выборе места: Москва, Ленинград, Англия, север и юг, земля и небо и даже «Ничто» и «Ниоткуда». Полная свобода наблюдается и при выборе жанровых форм: оды, элегии, стансы. Эмоция и воля – вот с чем вошел Бродский в русскую литературу: «Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать. На Васильевский остров Я приду умирать» («Стансы», 1962).

Петербург оставил неизгладимое впечатление в сердце поэта, и это отразилось в его стихах. В стихотворении «От окраины к центру» Петербург описан как огромный индустриальный центр, «полуостров заводов, парадиз мастерских и армия фабрик». Этот взгляд на классический город стал поистине новаторским, смелым. Бродский тонко чувствовал «поэтику нового времени», метаморфозы своей эпохи. Сам поэт признавался, что в этом стихотворении он пытается сохранить эстетику 50-х годов. Здесь «многое намешано, в том числе и кино, или то, что представлялось тогда современным кино». Многие литературоведы называют это произведение двадцатилетнего Бродского перифразой «Вновь я посетил» А.С. Пушкина.

Интересно отметить, что одна из строк этого стихотворения оказалась пророческой: «Слава Богу, что я на земле без отчизны остался». В этих словах, написанных в 1962 году, чувствуется одиночество, неприкаянность – важный мотив лирики Бродского.

Среди злободневных стихотворений Бродского можно назвать «Стихи о зимней кампании 1980 года». Это стихотворение было посвящено вторжению советских войск в Афганистан. Поэт увидел в этом событии нарушение природного порядка – столкновение песка и железных машин.

Бродского можно назвать аполитичным поэтом. Проявление добра и зла в общественной жизни для него лишь частный случай главного конфликта, заложенного в человеке. Очень показательно в этом плане стихотворение «Сидя в тени»: «Жилистый сорванец уличный херувим впившийся в леденец из рогатки в саду целясь по воробью не думает – «попаду» но убежден – «убью». Поэт показал, что зло в ребенке обусловлено не только социальными факторами, но и антропологически.

Бродский полагал, что проблема социального неравенства, нищеты, в конечном счете, неразрешима. Массовые страдания массового человека могут принять новую форму, например, наркомании. Отсюда мрачные предчувствия Бродского: «Дело столь многих рук гибнет не от меча но от дешевых брюк скинутых сгоряча. Будущее черно, но от людей, а не от того, что оно черным кажется мне». Людей слишком много и становится все больше. Толпа, армия, хор всегда враждебны человеку. Мечта лирического героя – поселиться у моря с подругой, «отгородившись высоченной дамбой от континента» («Пророчество»), «в одиночестве жить в глухой провинции у моря» («Письма к римскому другу»), но на самом деле он обречен жить в толпе и при виде тирана бормотать, «сжав зубы от ненависти: «баран»» («Развивая Платона»).

Тема родины, ответственности за свое прошлое занимает важное место в творчестве Бродского. Проблемно звучит в этом плане стихотворение «Остановка в пустыне». В этом стихотворении поэт впервые употребил по отношению к своим соотечественникам местоимение «мы»: «Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал».

Мотив ответственности за исторические деяния отечества проявляется у Бродского как сугубо личное чувство стыда, позора. В стихотворении «Anno Domini» поэт прямо говорит, в чем вина каждого за дурной конец отечественной истории – в конформистском стремлении быть «как все». Коллективизм, по мнению Бродского, - это отказ от божественного предопределения («отошли от образа Творца») и от самой жизни:
Все будем одинаковы в гробу.
Так будем же при жизни разнолики!

Тема человека и государства получает свое развитие в стихотворении «Одиссей Телемаку»(1972). Здесь перед нами трагедия разлуки отца и сына. Лирический герой этого стихотворения обращается к горизонту, чтобы увидеть корабль, который спасет его и доставит домой, к родным. Но Одиссей видит лишь прямую линию. Для героя каждое мгновение на этом одиноком острове кажется вечностью. При этом бесконечно уныло растягивается не только время, но и пространство.
Звучит здесь и тема забвения, потери памяти: «Не помню я, чем кончилась война, и сколько лет тебе сейчас, не помню». Этот мотив неслучаен. Стихотворение было написано перед отъездом из СССР. Потеря памяти – это своеобразный щит, помогающий начать новую жизнь, свободную от «эдиповых» невыносимых страданий. Здесь поставлена проблема человека, его личного счастья и воли правителей. Человек в тоталитарном обществе оказывается невластен над своей судьбой. Таким образом, судьба мифического героя таинственным образом совпадает с судьбой автора.

У Бродского совершенно особое отношение к вере, религии. Не упованием на спасение из глубины страдания, а благодарностью и прощением, счастливым состоянием духа проявляется вера лирического героя: «И пока мне не забили рот глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность» («Я входил вместо дикого зверя в клетку»).

Думается, что в основе поэзии Бродского лежит чувство свободы и одиночества. Античный мир, новорожденный Иисус, звезда рождественская, вечность, моря, океаны, Азия и Европа – лишь частные случаи этой свободы творческого полета Бродского. Она вбирает в себя жизнь во всем ее многообразии и смерть в ее единственной форме исчезновения пространства и воли. Поэзия Иосифа Бродского – это один большой разговор с Небожителем, разговор невозможный, а потому и незаконченный...

 


02.06.2014; 22:57
хиты: 346
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь