пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

1. Поэтика и генезис былин

Былины – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863). Время возникновения былин: 9-11 в., особенно 10в., затем время орды (13-16) – создаются новые сюжеты. К 16в. сложение жанра завершается

Основные признаки: эпический характер, обязательное наличие сюжета, необыкновенные герои, чаще всего богатыри, развернутость, распространенность событийного повествования, специфический стиль, особая манера построения рассказа, описаний персонажей и т.д.

Наличие художественных стереотипов – важнейшая особенность былинного стиха (н-р обозначение Киева: стольный Киев-град, красен Киев-град, во славном городе во Киеве). В отличие от книжной, литературной поэзии, где усилия авторов направлены на избежание привычных способов выразительности, народный эпос строится на повторении и варьировании устоявшихся, многократно повторенных ранее поэтических стереотипов.

Звуковая организация былин включает в себя след. способы: внутренние рифмы, звуковые повторы, аллитерация, ассонансные созвучия, игра слов. Пример внутренней рифмы: А й говорил ему конь, да второй након…

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется повторение, повторения тавтологические: из далече-далече, повторения синомимические: биться-ратиться, зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…, нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы.

Каждая былина – это вполне самостоятельное, законченное отдельное произведение со своей темой, сюжетом и своими героями. Чаще всего былины прямо между собой не связаны, даже те, в которых действуют одни и те же персонажи (н-р, былины об Илье Муромце не м.б. поставлены во взаимную последовательность и сюжетную зависимость). Духовный смысл жанра – утверждение идеи державности.

Скафтымов «Поэтика и генезис былин» (1924): 1гл –«Современные методы изучения былин», 2-посвящена сюжету и композиции, 3-«К вопросу о соотношении вымысла и действительности», 4-«Материалы и исследования по изучению былин».Исследованием композиции былин занимался Скафтымов в своей работе "Поэтика и генезис былин". В ней он выделил четкую структуру былинного повествования:

1.вначале былины разными способами,всегда очень коротко дается экспозиция героя и драматической ситуации. 2.Героя недооценивают персонажи-зритеи:слишком молод, неказист. Мотив предварительной едооцени героя.3.Представление врага. Враг преувеличен,богатырь преуменьшен. Побороть врага представляется невозможным. 4.Предупреждения. грозные предвестия зачастую служат для подготовки неожиданности. Часто ставят героя перед выбором (пример:распутье с камнем). 5. Подвиг. Здесь следует обр.вним.на легкость побелы:богатырям достается все легко. В описании боя нет элемента борьбы. 6. часто в победе герою помогает хитрость, случайность или чудесность. 7. после победы героя былина должна закончиться,но часто певцы ставили в конце: благодарность герою от князя, продолжение развития действия. Т.О. былина от начала и до конца сохраняет одно и то же стремление:удивить,поразить неслыханным подвигом героя.

В былинах фантастическое и реальное тесно взаимосвязано, неотделимы друг от друга.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Эпитет (святорусский, славный богатырь и поганый), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые). Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Исключительная сосредоточенность рассказа на действиях героя сздает решительнок преобладания динамики над элементами статиики. Отсюда эта непрерывность и стремительность предложений со множеством сказуемых при одном подлежащем и со множеством второстепенных членов. Диалоги в былинах различны по своей тематике,но чаще всего наполнение диалога в былинах сосредотачивается на восхвалении богатыря.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка. Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Сюжеты былин. Существует пять основных групп классификации былин по их содержанию:
1. былины героического содержания - тема защиты родины (об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Садко, Василий Буслаев);
2. бытовая и общественная жизнь русского народа — социально-бытовые — сватовство и др. ("Чурило и князь", "Добрыня и Маринка");
3. волшебно-сказочного содержания ("Ждан-царевич");
4. былины, связанные с преданиями и конкретными историческими лицами ("Авдотья Рязаночка");
5. былины пародийного характера ("Агафонушка").

Основные былинные герои. Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы.

Садко является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода.

Что касается точности фактического наполнения, то вероятно когда-то сюжетное ядро было дорого своей фктичностью, затем отход от реалистических интересов и сосредоточенность на моральной, идеологической, этической сторонах.

 


02.06.2014; 22:57
хиты: 492
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь