пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

9. "Привычное дело" В.Белова: герой, авторская позиция, стиль

 

Деревенские авторы открыли географический простор жизни, языковой простор. Авторы показали самостоятельную жизнь природы. Их герои прежде всего старики (исход жизни) и дети (начало), очень близкие к природе и обычному течению жизни. Первое такое произведение  - повесть В.Белова «Привычное дело».

Эта литература перенесла повествование на героя. Жанр сказа. Мир видится глазами персонажей. Сильно на деревенских авторов повлияли «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

Постепенно монолог переходит во внутреннюю речь. Жизнь героев состоит из обычного повседневного труда, из мягкого, спокойного тепла. Обычная жизнь: сенокос, рождение детей, быт ….

Деревенские авторы – первое поколение писателей, писавших о деревенской жизни изнутри. Они сами были выходцами из деревень.

Горечь и юмор очень близки в повести. Особенно дорог авторский взгляд.

Направление творчества Белова – усиленное социальное начало.

«Кануны» о  1929 годе, «Год великого перелома», цикл очерков «Лад».

 

«Привычное дело» повесть появилась в нач. 1966 г. в ж. «Север», потом в ж. «Новый мир».Главный герой – Иван Африканович- обладал стойким характером, активным умом, глубокой пытливостью. В этой повети «перемешаны» разные речевые и фольклорные жанры:пословицы, поговорки, частушки, молитвы, народные приметы, сказки, деловые бумаги, брань и т.д. В ней сталкиваются разные речевые стили: и поэтическая речь бабки Евстольи, что сродни народной песне и плачу; и литературная «книжная речь» безличного повествователя; и казённое, претендующее на державность, слово «густомясого» уполномоченного.; и «наигранно-панибратский» голос газетчика, и реплики Митьки, освоившего в городе лишь блатные обороты( «а мне до лампочки», « я его в гробу видал в белых тапочках»), оч. часты бабьи пересуды. За каждым из голосов стоит свой кругозор. Так, речь гл. героя Ивана Африкановича Дрынова тяготеет к высокой народно-поэтич. речи. Уже первый монолог Ив. Африкановича вызывает симпатию к герою, сразу видна противоречивость его характера (разностильность его монолога); ясно, что с этим будет связан конфликт повести и всё продвижение сюжета. Рассказ о том, как ИВ. АФР. Заблудился в родных местах, где он знает каждое дерево, как будто он попал в чужой лес, в болото, в гарь, -приобретает символическое значение. Так вершится суд над душой, хоть доброй, поэтически чуткой, но не возвысившейся до самосознания. Герой сам вершит этот суд, в ситуацию суда он сам поставлен жёсткой логикой собственных метаний и ошибок. В сущности, сюжет «Привычного дела» представляет собой драматическую историю личности, горько расплачивающейся за «нутряное» существование, за зыбкость своей жизненной позиции и лишь ценой страшных. Невозвратимых утрат возвышающейся к миропониманию. Движение самосознания ИВ. АФР., эта стержневая линия сюжета, преломляется в стилевой перестройке его голоса- в изменении отношений между речевыми зонами героя и автора (безличного повествователя). + Идея бесконечного круговорота жизни опредмечена здесь уже в том, что всё действие повети совершается в пределах круглого года, причём чётко обозначаются его времена: зима- «белый буран», «синий наст, синие тени», весна, когда отбулькало шумное водополье», лето- сенекосная пора, осень спервым снегом и опять к зиме…И даже отдельные главы объединены неким «природным» началом. Это традиционный способ эпического воплощения «круговорота» бытия. В этот круговорот вписана и жизнь семьи дрыновых. В ней тоже действует закон движения и переимчивости. Напр, не случайно, что самого младшего сына, девятого, зовут как отца- Иван. Не случайно, что маленькая Катюшка делает свой первый зарод вслед за матерью, Катериной, для которой этот прокос стал последним.Да и весь мир семьи Дроновых целостен, внутри себя переемствен и тем бессмертен. Вот так устроена жизнь, вот что такое привычное дело бытия. Белов не только дал развёрнутую картину очень непростой дух. Жизни народа, но и ясно представил путь, по которому может и должен пойти сегодня каждый человек,- это путь к мудрому миропониманию и ответственному самосознанию.

Краткое содержание повести «Привычное дело». Едет на дровнях мужик Иван Африканович Дрынов. Напился с трактористом Мишкой Петровым и теперь с мерином Пармёном беседует. Везёт из сельпо товар для магазина, а заехал спьяну не в ту деревню, значит, домой только — к утру... Дело привычное. А ночью по дороге нагоняет Ивана Африкановича все тот же Мишка. Ещё выпили. И тут решает Иван Африканович сосватать Мишке свою троюродную сестру, сорокалетнюю Нюшку-зоотехницу. Она, правда, с бельмом, зато если с левого боку глядеть, так и не видно... Нюшка прогоняет друзей ухватом, и ночевать им приходится в бане.

И как раз в это время у жены Ивана Африкановича Катерины родится девятый, Иван. А Катерина, хоть и запретила ей фельдшерица строго-настрого, после родов — сразу на работу, тяжело больная. И вспоминает Катерина, как в Петров день наблудил Иван с бойкой бабёнкой из их села Дашкой Путанкой и потом, когда Катерина простила его, на радостях обменял доставшуюся от деда Библию на «гармонью» — жену веселить. А сейчас Дашка не хочет ухаживать за телятами, так Катерине приходится работать и за неё (а иначе семью и не прокормишь). Измученная работой и болезнью, Катерина внезапно падает в обморок. Её увозят в больницу. Гипертония, удар. И только больше чем через две недели она возвращается домой.

А Иван Африканович тоже вспоминает про гармонь: не успел он научиться даже и на басах играть, как её отобрали за недоимки.

Приходит время сенокоса. Иван Африканович в лесу, тайком, за семь вёрст от деревни косит по ночам. Если трёх стогов не накосишь, корову кормить нечем: десяти процентов накошенного в колхозе сена хватает самое большее на месяц. В одну из ночей Иван Африканович берет с собой малолетнего сына Гришку, а тот потом по глупости рассказывает районному уполномоченному, что ходил с отцом ночью в лес косить. Ивану Африкановичу грозят судом: ведь он депутат сельсовета, а потом тот же уполномоченный требует «подсказать», кто ещё в лесу по ночам косит, написать список... За это он обещает «не обобществлять» личные стога Дрынова. Иван Африканович договаривается с соседским председателем и вместе с Катериной ходит в лес на чужую территорию косить по ночам.

В это время в их деревню приезжает из Мурманска без копейки денег Митька Поляков, брат Катерины. Недели не прошло, как он напоил всю деревню, начальство облаял, Мишке сосватал Дашку Путанку, да и корову сеном обеспечил. И все будто походя. Дашка Путанка поит Мишку приворотным зельем, и его потом долго рвёт, а через день по Митькиному наущению они едут в сельсовет и расписываются. Вскоре Дашка срывает с Мишкиного трактора репродукцию картины Рубенса «Союз земли и воды» (там изображена голая баба, по общему мнению, вылитая Нюшка) и сжигает «картинку» в печи из ревности. Мишка в ответ чуть не сбрасывает трактором Дашку, моющуюся в бане, вместе с баней прямо в речку. В результате — трактор повреждён, а на чердаке бани обнаружено незаконно скошенное сено. Сено заодно начинают искать у всех в деревне, доходит очередь и до Ивана Африкановича. Дело привычное.

Митьку вызывают в милицию, в район (за соучастие в порче трактора и за сено), но по ошибке пятнадцать суток дают не ему, а другому Полякову, тоже из Сосновки (там полдеревни Поляковы). Мишка же свои пятнадцать суток отбывает прямо в своей деревне, без отрыва от производства, по вечерам напиваясь с приставленным к нему сержантом.

После того как у Ивана Африкановича отбирают все накошенное тайком сено, Митька убеждает его бросить деревню и уехать в Заполярье на заработки. Не хочет Дрынов покидать родные места, да ведь если Митьку послушать, то другого выхода-то и нет... И Иван Африканович решается. Председатель не хочет давать ему справку, по которой можно получить паспорт, но Дрынов в отчаянии угрожает ему кочергой, и председатель вдруг сникает: «Хоть все разбегитесь...»

Теперь Иван Африканович — вольный казак. Он прощается с Катериной и вдруг весь сжимается от боли, жалости и любви к ней. И, ничего не говоря, отталкивает её, словно с берега в омут.

А Катерине после его отъезда приходится косить одной. Там-то, во время косьбы, и настигает её второй удар. Еле живую, её привозят домой. И в больницу в таком состоянии нельзя — умрёт, не довезут.

А Иван Африканович возвращается в родную деревню. Наездился. И рассказывает он чуть знакомому парню из дальней заозёрной деревни, как поехали было с Митькой, да он лук продавал и вовремя в поезд вскочить не успел, а билеты-то все у него и остались. Высадили Ивана Африкановича и потребовали, чтобы он в течение трёх часов уехал назад, в деревню, а штраф, мол, в колхоз пришлют, да только как ехать, если не на что, — не сказали. И вдруг — поезд подошёл и с него слез Митька. Так тут Иван Африканович и взмолился: «Не надо мне ничего, отпусти ты меня только домой». Продали они лук, купили обратный билет, и поехал, наконец, Дрынов домой.

А парень в ответ на рассказ сообщает новость: в деревне Ивана Африкановича баба померла, ребятишек много осталось. Парень уходит, а Дрынов вдруг падает на дорогу, зажимает руками голову и перекатывается в придорожную канаву. Бухает кулаком в луговину, грызёт землю...

Рогуля, корова Ивана Африкановича, вспоминает свою жизнь, будто удивляясь ей, косматому солнцу, теплу. Она всегда была равнодушна к себе, и очень редко нарушалась её вневременная необъятная созерцательность. Приходит мать Катерины Евстолья, плачет над своей ведёрницей и велит всем детям обнять Рогулю, проститься. Дрынов просит Мишку зарезать корову, сам не может. Мясо обещают принять в столовую. Иван Африканович перебирает Рогулины потроха, и на его окровавленные пальцы капают слезы.

Детей Ивана Африкановича, Митьку и Ваську, отдают в приют,

Антошку — в училище. Митька пишет, чтобы посылали Катюшку к нему в Мурманск, только больно мала-то. Остаются Гришка с Марусей да два младенца. И то трудно: Евстолья стара, руки стали худые. Она вспоминает, как Катерина перед смертью, уже без памяти, звала мужа: «Иван, ветрено, ой, Иван, ветрено как!»

После смерти жены Иван Африканович не хочет жить. Ходит обросший, страшный да курит горький сельповский табак. А Нюшка берет на себя заботу о его детях.

Иван Африканович идёт в лес (ищет осину для новой лодки) и вдруг видит на ветке платок Катерины. Глотая слезы, вдыхает горький, родимый запах её волос... Надо идти. Идти. Постепенно он понимает, что заблудился. А без хлеба в лесу каюк. Он много думает о смерти, все больше слабеет и лишь на третий день, когда уже на карачках ползёт, вдруг слышит тракторный гул. А спасший своего друга Мишка поначалу думает, что Иван Африканович пьян, да так ничего и не понимает. Дело привычное.

...Через два дня, на сороковой день после Катерининой смерти, Иван Африканович, сидя на могиле жены, рассказывает ей о детях, говорит, что худо ему без неё, что будет ходить к ней. И просит ждать... «Милая, светлая моя... вон рябины тебе принёс...»

Он весь дрожит. Горе пластает его на похолодевшей, не обросшей травой земле. И никто этого не видит. 

 

 

 


16.04.2014; 04:39
хиты: 257
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь