пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

6. Поэзия 20-50х гг.

 

20–50-е гг. XX в. – непростой период для русской литературы и культуры в целом. На этот период при-

ходятся и Великая Отечественная война, и сталинские репрессии. Начало 20-х гг. является рубежным пери-

одом, точкой перехода от Серебряного века к новой литературе, новой тематике, новым художественным средствам. Несмотря на катастрофические изменения в жизни страны и жесткие цензурные ограничения,

литература 20–50 гг. XX в. отличается разнообразием.Это и синтез реализма с романтизмом (характерный,

в частности, для Э. Г. Багрицкого), и экспериментирование со всеми возможными стилями и приемами

(С. И. Кирсанов), и обращение к исторической тематике и нестандартное творчество обэриутов (Д. И. Хармс, А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий), и песни, близкие к народным (М. В. Исаковский), и множество других тенденций. Рассмотрим, как поэтическое многообразие 20–50-х гг. XX в.отражается на маркемном составе языка поэзии.

 

Исследователь А.В.Кашкина (Воронежский гос.ун.) выявила лексемы, наиболее часто встречающиеся в поэтике 20-50х гг. В первую десятку по данному показателю входят человек, сердце, солнце, разговор, глаза, земля, время,

воздух, ветер, страна, являющиеся, таким образом, наиболее значимыми маркемами в 20–50-х гг. XX в.

Одной из наиболее крупных здесь оказывается категория фундаментальных понятий (человек,

время, смерть, жизнь, бессмертие, пространство).Такая характерная для поэзии в целом маркемная

группа, как эмоциональные маркемы, в период 20–50-х гг. XX в. выражена сравнительно слабо (сердце,

радость). Невелико число маркем, описывающих взаимоотношения людей (любовь, одиночество).

Несколько крупнее группа лексем, связанных с мышлением и интеллектом (взгляд, вдохновение,

память). Другая малая группа – маркемы, описывающие чувственно воспринимаемые свойства окружа-

ющего мира (тишина, свет). Также можно выделить ряд слов, связанных с патриотической тематикой,

занимающей существенное место в творчестве большинства авторов исследуемого хронологического

среза (родина, народ, страна).

 

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Е. Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова.

 

Н.Заболоцкий, М. Исаковский (текст песни «Катюша», «Враги сожгли родную хату»)

В.И.Лебедев-Кумач (текст песни «Священная война!»)

Считается одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения»[2]: «Песня о Родине» («Широка страна моя родная…», 1936 г.; музыка И. О. Дунаевского), «Марш весёлых ребят» («Легко на сердце от песни весёлой…», 1934 г., музыка И. О. Дунаевского), «Москва майская» («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…», 1937 г.), песни «Жить стало лучше, жить стало веселей.



24.01.2014; 03:45
хиты: 2337
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь