Современное понимание предмета истории включает в себя несколько новых черт: а) объектом исторического изучения является человек,
Большую роль в новом понимании истории сыграли представители нескольких поколений французской школы «Анналов» (от названия журнала «Анналы экономической и социальной истории»). Французские историки положили начало «истории умонастроений» или «истории ментальности».
Картины человеческих умонастроений могут быть изучены только через раскрытие внутреннего мира человека, постижение сущности исследуемого мира. История ментальности – это изучение инородного для историка мира, в котором жили другие люди, имеющие чуждые для современного восприятия мысли, чувства и психологические установки. История умонастроений в XX в. стремительно перерастает во всеобщей подход, применимый к исследованию любой эпохи.
б) чрезвычайно расширился сам предмет истории.
Все обстоятельства, связанные с человеком прошлого, стали центром притяжения исследовательского интереса историков. Само восприятие прошлого стало более многогранным и ярким: появляются новые исторические дисциплины, увеличивается круг исторических источников.
в) возможное средство избавления от указанной опасности и следующая особенность современного исторического познания – восстановление традиционного принципа повествовательной истории.
Опыты обобщения историческою знания определяют общие закономерности исторического движения. Наиболее известными и зачастую противопоставляемыми являются формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.
Формационный подход базируется на историческом материализме К. Маркса, ключевым понятием которого является формация – определенный тип организации общества, складывающийся на определенном этапе развития человечества на основе существующего в ней способа производства и антагонистических классов (эксплуататоров и эксплуатируемых): первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. В основе человеческого существования лежат отношения производства и потребления материальных благ. Переход от одной формации к другой происходит путем захвата власти более «прогрессивными» собственниками новых средств производства. Марксизм, являвшийся самой влиятельной социологической теорией XIX в., тем не менее имеет слабую сторону: сведение всех мотиваций человеческого развития к экономической подоплеке.
Родоначальником цивилизационного подхода стал русский историк Н.Я. Данилевский. Он обосновал самобытность развития многих мировых культур, представив историю и виде смены различных культурно-исторических типов, которые последовательно сменяли друг друга, либо соприкасаясь, либо ничего не зная о существовании других, жизнь которых проходит фазы рождения, становления, зрелости, упадка и смерти. Каждый народ формирует свою систему ценностей. Здесь необходимым для лучшего понимания отдельных исторических типов является их сравнение и осмысление в контексте мировой истории.
Идеи самобытности отдельных культур обрели продолжение у немецкого философа О. Шпенглера, издавшего монографию «Закат Европы» Ее автор стремился доказать уникальность каждого типа исторического развития, не отрицая при этом наличие сходных периодов в мировой истории.
Известный английский историк А.Дж. Тойнби продолжил разработку проблем культурно-исторической типологизации, выделив более двадцати цивилизаций наряду с «примитивными» и «задержанными» в развитии обществами. Тойнби предложил более детальное описание особенностей отдельных фаз существования отдельной цивилизации. Причины возникновения локальных культур он усматривал в «вызовах» окружающей среды. Там , где условия существования были благоприятными, цивилизация либо оказывалась «задержанной», либо не развивалась вовсе.
Авторам подобных теорий ставили в вину недостаточную доказательность основных принципов теории и критериев определения самостоятельности той или иной цивилизации.
Русский историк Л.Н. Гумилев развивал идею локальных цивилизаций в своей концепции этносов. Он проанализировал все фазы существования этноса, особенно выделив фазу надлома. Он выдвинул предположение о влиянии на биосферу космических излучений, которые периодически производят «пассионарные толчки», в результате которых на определенных территориях появляются пассионарии − люди, обладающие повышенной социальной активностью, ломающие старую традицию и создающие новые этносы