В социологии используется несколько терминов отношения к человеку: индивид, личность, индивидуальность. Индивид – представитель рода человеческого, имеющий качества, присущие всем людям (единица измерения человека). Личность (мотивация, способности, темперамент, характер, эмоции и чувства, воля )– это человек с такими психологическими характеристиками, которые социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих. Индивидуальность – это сочетаниеиндивидуальных и личностных черт человека, которые отличают его от других людей.
1.Направленность личности: потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации); мотивы поведения; цели человека; ценностные ориентации; иные установки человека; интересы личности; убеждения; идеалы. Все это формируется воспитанием и социальным общением. 2.Жизненный опыт личности: умения; навыки; привычки. Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение. 3.Особенности психический процессов: чувства; восприятие; мышление; память; воля. Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4.Биологические свойства: строение тела; патологические свойства в строении тела; темперамент; половые и возрастные свойства.
Индивид - единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. (пол, возраст, раса, статус, роль).
Социология чаще оперирует понятием “индивид”. Эта традиция сложилась в рамках классической социологии Э.Дюркгейма. Еще М. Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у Вебера ограничивалась выделением специфических мотивов и основанных на них - типах действий. Парсонс ввел в социологию понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута личностного. Методологические проблемы рассмотрения “личностного” в социологии, как заметил П. Монс, имеют корни в подходах к рассмотрению категории “свободы”: Если человек свободен и его действия определяются только интенциями его психики, то социология тереяет свой предмет - сводится к психологии. Если человек не свободен , а его действия определяются действием общих законов, в частности культурных или экономических детерминант, то социология теряет свой объект, человека как субъекта социальных отношений - сводится к культурологии или экономической теории. Синтез этих направлений возможен на пути признания следующих концептуальных положений: объективные пределы свободы определяются интенциями видения и мотивов личности, задаваемых культурой. Иначе: человек не может видеть или стремиться к чему-то, что не представлено в его сознании как ценность. Кроме того, личностное не является врожденным, врожденны только предпосылки развития человека в личность(феральные люди). Вне культуры человек утрачивает способность к личностномубытию - превращается в “животное”. Основным фактором трансформации культуры являются содержания коллективного бессознательного - архетипы, на базе которого вырастает конкретный культурный архетип и культура.