пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

13.Социология марксизма и неомарксизма

. 1.Понятие общественно - экономических формаций.

Каждое историческое событие представляет собой единство повторимого и неповторимого. Осознание производственных отношений в качестве определяющих все другие отношения дало возможность Марксу применить к общественным явлениям критерий повторяемости, без которого невозможно открыть законы развития общества.

Страны могут различаться и уровнем развития производительных сил, и языком и др. признаками, но если в них сложились одинаковые производственные отношения, значит, они находятся на одном и том же этапе исторического развития; различия же их - различия в рамках одной и той же общественно - экономической формации.

Маркс доказал, что все возможное разнообразие экономических и социальных порядков различных стран сводится к пяти общественно - экономическим формациям: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, первой фазой, которой является социализм. Это вовсе не означает, что каждая страна должна пройти все пять ступеней общественного развития (так, славяне и германцы никогда не жили при рабовладельческом строе).

2.Производительные силы и производственные отношения.

Общество - сложная система, включающая различные подсистемы.

Одна из них - способ производства материальных благ. Элементы данной подсистемы: производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы - преобразование вещества природы в материальные блага. В систему входят средства труда, люди, их знания и умения.

Производственные отношения - система отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства материальных благ. Эти отношения материальны, т.е. носят объективный характер.

Между двумя сторонами способов производства имеет место отношение сложного, противоречивого взаимодействия. Коренные изменения в производительных силах обостряют противоречия, создается ситуация конфликта, которая ведет к устранению старых, отживших производственных отношений и замене их новыми, открывающими простор для дальнейшего развития производительных сил. Эти противоречивые отношения выражаютзакон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

2.4. Принцип развития.

1.Необходимость и случайность в развитии.

Развитие - процесс, совершающийся с необходимостью. Необходимость чего-то означает, что это нечто обязательно должно произойти.

Необходимость осуществляется лишь во множестве случайностей, а каждая случайность есть одно из проявлений необходимости. Нет фактов абсолютно случайных (т.е. чудес), нет фактов фатально неотвратимых, каждый факт и необходим и случаен.

Таково соотношение необходимости и случайности, сформулированное Марксом и Энгельсом.

2.Закон отрицания отрицания.

Каждой области действительности присущ свойственный только ей способ исчезновения (отрицания) старой ступени развития и возникновения следующей.

Диалектическое отрицание, в отличие от отрицания, кладущего конец развитию объекта, всегда содержит три момента: когда в науке место устаревшей теории занимает более совершенная, во-первых, отбрасывает заблуждения первой, во-вторых, сохраняет то верное, что содержалось в прежней теории, в-третьих, присоединяет к сохранившемуся впервые добытые знания, точно также в природе и обществе.

2.5. Развитие общества и принцип историзма.

1.Необходимость и свобода в развитии общества.

История представляет собой общий итог множества действующих в различных направлениях устремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир. Это столкновение создает в истории состояние, похожее на то, которое есть в природе, - необходимость прокладывать себе дорогу через бесконечное количество случайностей.

Свобода не исключает необходимость. Объективная необходимость допускает возможность свободы также, как она не исключает и случайность. Свобода здесь - свобода деятельности человека, а не политическая или гражданская. Познание необходимости есть лишь первое условие свободы. Другим условием является претворение имеющегося знания в практическую деятельность людей. С уничтожением враждебных человеку эксплуататорских отношений, подчёркивали основоположники марксизма, начинается подлинная история как деятельность свободного человека.

2.Принцип историзма.

Предвидение будущего возможно, поскольку известны законы общественного развития и социальные силы, его реализующие.

Принцип историзма предполагает, что в общественных явлениях всегда имеются не только настоящее и остатки прошлого, но и зачатки будущего. И хотя его ещё нет, оно заложено в самом процессе развития настоящего. Возможность увидеть его и понять его роль в истории даёт марксистко-ленинская философия.

2.6. Общественный прогресс. Критерии прогресса.

Научный критерий впервые в истории общественной мысли был выработан диалектическим материализмом.

Общеисторический критерий прогресса нельзя найти в области общественного сознания. Его следует искать в общественном бытие, в том, что составляет материальную основу исторического прогресса - в сфере производства материальных благ.

Ленин писал, что « производительность труда - это самое важное для победы нового общественного строя». Это значит, что общим историческим критерием прогресса является развитие производительных сил.

4. НЕОМАРКСИЗМ

Ни одна научная теория не вызвала таких страстных споров, выступлений «за» и «против», как марксизм. Марксизм, впервые выступивший на исторической арене как теория освободительного движения рабочего класса, отразил многовековые чаяния всех угнетенных и эксплуатируемых. Маркс обобщил громадный исторический опыт буржуазных революций, открыл законы общественного развития и гибели капиталистического общества; он создал теорию социалистической революции. Учение марксизма стало идейным движением в СССР, овладело широкими массами трудящихся, превратилось в практику социалистического строительства, в новый общественный строй.

Маркс ответил на вопросы, поставленные его предшественниками. В 20 и веке даже противники марксизма вынуждены отвечать на вопросы, поставленные Марксом: проблемы уничтожения социального неравенства, отчуждения, противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, проблема преодоления господства стихийных сил общественного развития и разумного переустройства общественных отношений, проблема гуманизации труда, проблема человечества. Все те вопросы, которые ставил и решал Маркс, являлись проблемами и для тех, кто пытался опровергнуть марксизм.

Маркс доказал, что капиталистический способ производства носит исторически преходящий характер. Это было встречено в штыки буржуазной экономической и политической наукой. Ныне же идеологи буржуазии утверждают, что капитализм постепенно сменяется новым, некапиталистическим ( и не социалистическим) общественным строем.

Марксизм с самого начала сложился как творческое учение. Ленин писал в начале 20 века: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто незаконченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни» Ленин В.И., Полн.собр.соч., т.4, с.184. Поэтому марксизм-ленинизм есть научное мировоззрение, развивающееся путем исследования, осмысления нового исторического опыта, путем критики, пересмотра устаревших положений, замены их новыми.

«…Диалектическая философия, - писал Энгельс, - разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих ей абсолютных состояниях человечества…. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу» Маркс К., Энгельс Ф., соч., 2-е изд., т.21, с.276.

Философия Маркса и Энгельса в состоянии ответить на вопросы, которые возникают в современном обществе.

 


22.01.2014; 21:42
хиты: 95
рейтинг:0
Общественные науки
социология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь