пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

71. Понятие и классификация политических режимов.

Термин «режим» происходит от французского слова regime, означающего «управление, государственный строй, образ правления, а также распорядок жизни, систему правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели, условия деятельности». Он появился в политической науке в XIX в., но широкое применение получил в 1950-х гг.

В определении политического режима сегодня конкурируют три подхода. Первый, связывающий политический режим и политическую систему, получил название «узкого», или «правового». С точки зрения «узкого» или правового подхода под режимом понимают закрепленные в конституции и законах способ функционирования политической системы, методы управления, степень политической свободы и открытости страны.

Другой подход к определению понятия «режим» получил название социологического. В определении Мориса Дюверже под режимом понимается социально-политический механизм, форма взаимодействия управляющих и управляемых, определенное сочетание партийной системы, избирательной формулы, типов принятия решений и взаимодействия групп давления.

Более широкую трактовку в рамках социологического подхода дал Жан-Луи Кермон: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период». Итак, сторонники социологического подхода не связывают жестко политическую систему и режим, расширяют область существования последнего за счет «элементов социологического порядка», т. е. отношений управляющих и управляемых, взаимоотношений конкурирующих партий и групп.

Наконец, третий подход сводит понятие «режим» к понятию «политическая система». Так, английский политолог Эндрю Хейвуд утверждает: «режим — синоним понятия "система правления"; политическая система»2. Такой подход позволяет рассматривать самые разные формы правления в целом, в их системно-функциональной динамике. Особое значение этот подход приобретает при анализе самых разнообразных недемократических режимов.

Самая распространённая классификация режимов – деление на демократические, тоталитарные и авторитарные.

Типология Хуана Линца. Критерии:

1. политическое участие/мобилизация;

2. политический монизм/плюрализм;

3. идеологизация/деидеологизация;

4. конституционность власти, которая означает ограничение на применение своих полномочий лидером правящей партии или элиты, закрепленные в конституции, законах, системе ценностей, традициях, религии и т. д.

Типы:

1. демократический;

2. авторитарный;

3. тоталитарный;

4. посттоталитарный*;

5. султанистский*.

Про первые три и так всем понятно.

4. Режимы постколониального авторитаризма создавались после получения независимости бывшими колониями в обществах с крайне низким уровнем социально-экономического развития и почти полным отсутствием собственной подготовленной элиты. Для обеспечения общественной поддержки, сплочения еще не состоявшейся нации, разделенной по этническому признаку, правительство выдвигает националистические лозунги, нивелирующие значение внутренних конфликтов, скрывающие некомпетентное правление и коррупцию. Если общество сплотить не удается и появляется антисистемная оппозиция, режим усиливает свое авторитарное воздействие, что иногда приводит к ситуации «революции» или гражданской войны. Такие режимы могут укрепиться за счет харизматического авторитета их лидера. Существуют в большинстве стран черной Африки, некоторых азиатских странах и странах Океании.

5. Султанистский режим, по Линцу, — крайняя форма патриархального наследственно-родового господства, которая берет свое начало в деспотиях Древнего мира, арабских халифатах, султанах Османской империи и вобрала в себя абсолютистскую формулу Людовика XIV: «Государство — это я!» Правитель Османской империи носил титул султана (светского императора) и калифа (религиозного главы всех мусульман империи). Все подданные султаната находятся в полной зависимости от султана, который по своей воле или прихоти может их казнить или жаловать. Султан выше правительства, правил поведения, государственного порядка.

 

 

Если вы добрались сюда, вы ебаный андроид, который должен быть уничтожен, иначе человечество падёт.

 

 

 


24.01.2014; 07:25
хиты: 79
рейтинг:0
Общественные науки
политология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь