По Веберу, гос,равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, -отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство.
3 вида оправданий(оснований легитимности):1)Традиционный тип (вера людей в нормы и традиции, которые исторически сложились в данном обществе.),2-Харизматический( основ на преданности и личном доверии людей, вызванное наличием определенных качеств)3-Легальный основан на правилах и законах, установленных и действующих в данном обществе.)
==любое господство, как предприятие нуждается:
1) «в установке человеческого поведения на подчинение господам, притязающим быть носителями легитимного насилия»
2) «в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия»
Вебер выделяет два способа сделать из политики свою профессию: либо жить для политики, либо жить за счет политики и политикой.
- для политики – живет тот, кто «открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит “делу”, и тем самым придает смысл своей жизни»
- За счет политики как профессии живет тот, кто «стремится сделать из нее постоянный источник дохода»
Вебер на основе своего анализа делает вывод, что превращение политики в “предприятие”, послужило разделением общественных функционеров на две категории:
1. Чиновники-специалисты – «отбирают лиц для управления, будучи неспособными, однако, самостоятельно осуществлять техническое руководство предприятием»
2. “Политические” чиновники - «как правило, внешне характеризуются тем, что в любой момент могут быть произвольно перемещены и уволены»
Отличаются эти две категории чиновников тем, что задачей “политических ” чиновников является внутреннее управление, в первую очередь сохранение порядка в стране, то есть существующих отношений господства. А перед чиновниками-специалистами стоит иная задача, они выступают в роли исполнителей. Таким образом, чиновник-специалист и в отношении всех обыденных потребностей оказывался самым могущественным.