Еще в XIV в. до н. э. в Древнем Китае сформировалось царство Инь. Оно представляло собой раннерабовладельческое государство. В XI в. до н. э. царство Инь поработило племя Чжоу. Как целостное государство царство Чжоу просуществовало несколько веков и к началу VII в. до н. э. распалось на несколько самостоятельных государственных образований. К IV в. до н. э. стали складываться определенные условия для создания объединенного китайского государства. Среди множества таких предпосылок можно выделить две главные. Первая - это развитие товарно-денежных отношений.
В IX-III вв. до н. э. широкое хождение получила металлическая монета в форме круга. Это был показатель высокого уровня развития частной собственности и товарного хозяйства. Интересно, что в восточных царствах монета имела форму ножа, а в северных - заступа. Однако на пути развития торговых отношений между отдельными царствами вставало препятствие в виде таможенных барьеров.
Второй важной предпосылкой для объединения разрозненных царств в одно целое был объективный процесс - налаживание постоянных хозяйственных связей между отдельными территориальными единицами Китая. По мере того как кочевые племена ди постепенно растворялись среди китайского населения, у последнего все более и более росло убеждение, что их территория - Среднекитайская равнина - находится в центре Поднебесной. Так возникла концепция Срединных царств, которую окружали «варвары четырех сторон света».
В 246 г. до н. э. новым главой царства Цинь стал Ин Чжен. В ту пору ему было 13 лет.
Став императором, Ин Чжен принял титул Цинь Ши-хуанди, что означало «первый император династии Цинь».
Вся власть в империи принадлежала императору и передавалась по праву наследования. Император был единственным, кто мог изъявлять свою волю в рескриптах. В этих высочайших документах он называл себя «Мы». Император назначал двух советников (они еще назывались министрами) - «ченсян». Советники были ответственны за то, чтобы императорские указы выполнялись незамедлительно и беспрекословно. В своем подчинении советники имели многочисленные центральные ведомства.
Одним из важных было ведомство юйши дафу. В обязанности его чиновников входили хранение государственного архива и проверка работы округов. Таким образом, осуществлялась связь высшей и местной власти.
Существовали также судебное ведомство во главе с тинвеем (он отвечал за выполнение уголовного законодательства), финансовое ведомство (его начальником назначался чжисунэйши), наконец, шаофу (это подразделение занималось обслуживанием императорской семьи и самого императора). Всеми армиям империи командовал тайвэй, который возглавлял военное ведомство.
Помимо старой аристократии, у Цинь Ши-хуанди был еще один враг - последователи Конфуция.
Основы конфуцианства как этико-политического учения были заложены в VI в. до н. э. Они выражали интересы наследственной аристократии, подчеркивая разделение общества на «благородных людей» и «мелких людишек».
Государственной идеологией в империи было учение фацзя, которое конфуцианцы приняли в штыки.
Основные постулаты фацзя были сформулированы Шан Яном и были направлены на укрепление императорской власти и развитие централизованного деспотического государства.
Конфуцианцы, так же как и сверженные аристократы, хотели занять ключевые посты в империи, но им противостояли сторонники фацзя. Тогда конфуцианцы стали открыто критиковать существующую власть и подстрекать к бунту.
В империи была установлена единая система мер и весов. Это было насущной необходимостью по двум причинам: для того чтобы установить меру налогового обложения населения и положить конец путанице, которая имела место во времена существования самостоятельных царств.
Строительство Великой Китайской стены было задумано с целью обезопасить империю от нападения кочевников. Один из очевидцев строительства, Сыма Цянь, так описывал свое впечатление от увиденного: «Срывали горы, засыпали ущелья, прокладывали прямой тракт. Как дешево ценили они труд простого народа!»
Рабство (и не только общественное) стало принимать огромные масштабы. Земледельцы все чаще попадали в зависимость от ростовщиков. Первые сначала закладывали свои земли, потом продавали в рабство членов семьи, и, наконец, не в силах выплатить долг, вынуждены были сами становиться рабами. Более того, с поощрения местных властей, которых работорговцы подкупали, людей похищали и продавали в рабство вместе с военнопленными и рабами, привезенными из других стран. Дошло до того, что женщины и дети старались не покидать свои жилища, а мужчины избегали передвигаться в одиночку.