Античная философия (6 век до н. э. - 6 век н. э.). Характерная черта - космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира. Наряду с этим рассматривались вопросы, связанные с субъективным миром человека, имели место наивные представления о государственном устройстве.
Средневековая философия (6 - 14 века). Для средневековой Европы был характерен интеллектуальный упадок общества и влияние церкви. Философия могла развиваться только в стенах церковных и монастырских школ.
Философия эпохи Возрождения (15 - 16 века). Основными тенденциями философии являются антропоцентризм и гуманизм.
Философия Нового времени (17 - 19 века). Философы в своих трудах ориентируются на науку и, прежде всего, на естествознание, математику.
Для социальной философии Нового времени характерно развитие учения о государстве и праве. Благодаря трудам Т. ГОББСА, ДЖ. ЛОККА, философов французского Просвещения создается теория общественного договора, объясняющая происхождение и сущность государства.
Особо выделяется Немецкая классическая философия, представителями которой были И. КАНТ, И. ФИХТЕ, Ф. ШЕЛЛИНГ, Г. ГЕГЕЛЬ, Л. ФЕЙЕРБАХ.
Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.
Варианты вопроса: «Что первично, дух или материя?» «Что является первопричиной всего сущего?
Выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм — примат материи над сознанием. идеализм — примат идеи над материей.
Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646—1716) называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем (1772—1829).
Материализм - это философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является началом в сфере бытия, а идеальное - вторичным.
Идеализм - учение, утверждающее, что дух, сознание и мышление первично, а материя, природа - вторично.
Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода.
Платон думал, что существует мир идей и мир теней. Люди живут в мире теней (по представлениям Платона — в пещере, куда абсолютно не проникают идеи, находящиеся снаружи), лишь изредка находя идею. Философ же — тот, кто видит оба мира и может о них поведать.
Аристотель У Аристотеля не удаётся выделить явную постановку основного вопроса философии, соответственно, она реконструируется через какое-то количество опосредованных звеньев. Это обычно объясняется тем, что его позиция по общепринятой классификации является промежуточной между материализмом и идеализмом.