Восточные славяне в догосударственную эпоху: расселение, общественный строй, хозяйство, религия.
Расселение, общественный строй, хозяйство, религия.
Первое упоминание о славянах относится к I-II веку н.э. . Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что они населяли бассейн реки Вислы. Начиная с VI века славянские племена уже играют важную роль в истории, и сведения о них становятся более подробными. Прокопий Кесарийский и Иордан пишут, что славяне занимали огромную территорию и делились на три группы:
1) Склавины – между Вислой и Днепром;
2) Анты – в междуречье Днестра и Днепра;
3) Венеды – в бассейне реки Вислы.
В науке существует мнение, что именно Анты – предки восточных славян.
Общественное устройство.
В VI-VII веке славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Основу социальной организации составляла патриархальная семейная община. Государства еще нет, управление обществом осуществляется на принципах военной демократии: все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, они все более выделяются из основной массы общинников имущественным положением. Процесс неравенства ускоряется с началом военных походов славян главным образом против богатой Византии.
Захват военной добычи усугублял экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности. Славяне шли к формированию частной собственности и государственности.
География расселения восточных славян.
Восточные славяне делились на племенные союзы, включавшие в себя 120-150 отдельных племен. К IX веку насчитывалось 15 племенных союзов.
Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи «Повесть временных лет», созданной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в конце XI-начале XII века (Летописца Нестора считают отцом русской истории).
Согласно летописи восточные славяне расселились:
1) Поляне – по берегам Днепра
2) Древляне - к северу и западу от полян
3) Дреговичи - на побережье реки Припяти
Причины образования восточнославянского государства.
К образованию государства привел длительный процесс социально-политического развития восточнославянского общества.
1. Экономические предпосылки: развитие пашенного земледелия, совершенствование орудий труда, развитие ремесла, становление городов, возникновение имущественного неравенства и частной собственности.
2. Социальные предпосылки: смена родовой общины соседской, объединение славянских племен в союзы. Во главе союзов племен – наследственный князь, выполняющий функции вождя, администратора и верховного судьи. Князь частично делит власть с дружиной. Старшие дружинники (бояре) составляют княжеский Совет – Думу.
3. Внешнеполитические причины. Тенденция к объединению усиливалась воздействием внешнеполитических факторов: борьбой с кочевниками, защитой торговых путей, совместными походами союзов племен против Византии. Все это привело к возникновению государства, которое у восточных славян стало раннефеодальной монархией.
Славянское государство - Киевская Русь - сложилась из двух крупнейших племенных союзов-объединений: в среднем Поднепровье («Русская земля» во главе с полянами и центром в Киеве) и северо-западе Восточной Европы – в Новгороде, а затем расширилось за счет насильственного присоединения других племен.
В 862 году князь Рюрик, призванный на Русь новгородцами, положил начало русской великокняжеской и царской династии, которая правила до 1598 года.
Преемник Рюрика князь Олег в 882 году захватил Киев, ставший центром древнерусского государства, именуемого в исторической литературе Киевской Русью. Этот год считается исходной датой начала существования Русского государства. Соединив Север и Юг (Новгород и Киев), Олег покорил племена древлян, северян и радимичей.
Занятия восточных славян:
-
1) Основным занятием славян было земледелие.
2) Славяне занимались скотоводством, рыболовством, бортничеством
Города:
У восточных славян в V-VI веке возникли города, что было связано с давним развитием торговых путей. В IX веке у восточных славян достаточное число крупных городов. Древнейшие русские города: Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром и др.
Народничество в России.
В 70-е годы сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название «народничества». Народники полагали, что благодаря крестьянской общине («ячейке социализма») и качествам крестьянина -общинника («революционера по инстинкту», «прирожденного коммуниста») Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества (Бакунина, Лаврова, Ткачева) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к победе.
М.А. Бакунин и “бакунизм”
«Бунтарское» (анархистское) направление возглавлял Бакунин (1814-1876) – активный участник революционных событий 1848-1849года. Неоднократно был судим и приговорён к смертной казни, но в 1861 ему удалось бежать из Сибири за границу.
Бакунин был знаком с Марксом и враждовал с ним в I Интернационале, а также пытался повести последний по анархистскому пути. Он провозглашал необходимость революции, и был против существовавшего строя.
Он был противником идеи диктатуры пролетариата. Его идеалом была “Свободная федерация рабочих ассоциаций – земледельческих и фабрично-ремесленных”. Он во всём полагался на крестьянство, полупролетарские слои и люмпен-пролетариат.
В условиях России “бакунизм” сводится к “крестьянскому социализму”. Бакунин внушал, что русский народ постоянно готов к восстанию. Он считал бунт полезным, однако, говорил, что надо выступить всем и сразу.
Большую роль в популярности Бакунина сыграли книги, написанные им “Государственность и анархия”, а в особенности “Прибавления А”.
П.Л. Лавров и “лавристы”
Другое теоретическое направление в народничестве («пропагандистское») возглавлял Лавров – глава течения, соперничавшего с бакунистами. Учёный, литератор, профессор Артиллерийской академии Петербурга, в 50-60х годах. После покушения на царя, был арестован и выслан в Вологодскую губернию, откуда бежал в 1870 году за границу. В ссылке он написал “Исторические письма”, в котором был поставлен вопрос о “цене прогресса”.
“Лавристы” в отличие от бакунистов утверждали, что не готов к восстанию и, что его необходимо подготовить. В 1874 году Лавров писал, что русская революция должна “разом опрокинуть экономические основы настоящего общественного строя”.
П.Н.Ткачев
"Заговорщическое" направление в народничестве возглавлял П.Н.Ткачев. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов - "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по "всеми покинутому правительству" должны привести к его падению, после чего захваченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сторонники Ткачева думали, что коммунистические инстинкты, присущие русскому крестьянству, позволят затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.
На рубеже 60-70х годов в России возникли многочисленные народнические кружки. Среди них выделялось общество «чайковцев» (Чайковский, Желябов, Перовская и др.). Члены общества вели пропаганду среди крестьян и рабочих, а затем фактически возглавили «хождение в народ». Правительство обрушило на народников волну репрессий.
В конце 1876 г. возникла новая организация народников – вторая «Земля и воля». Вскоре в организации возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции терроризм. В августе 1879 г произошел окончательный раскол. Сторонники пропаганды объединились в «Черный передел», приверженцы террора – в «Народную волю».