пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

58) Понятие культуры и ее роль в общественной жизни.

Феномен культуры носит столь всеобщий, всеобъемлющий характер для человеческой жизнедеятельности, что определить понятие «культура» сложно. Исследованием культуры занимаются многие отрасли знания (археология, этнография, антропология, искусствоведение, история и т.д.), поэтому существует множество ее разнообразных определений. Еще со времен античности культура понималась как «искусственное» в отличие от естественного, природного, культура – это то, что создано человеком. Начиная с XVII в. под культурой стали понимать уровень развития духовных и практических навыков отдельных народов. Понятие «культура» приобрела два ведущих значения:
1. Сложившаяся в веках историко-культурная целостность какого-либо народа. По О. Шпенглеру, например, это античность, Западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай, культура майя.
2. Сфера высших человеческих действий – духовной формы проявления человека (научной, художественной, нравственной и т.д.).

В современной литературе также несколько подходов к определению понятия «культура».
Основные из них – аксиологический, деятельностный, социологический, гуманитарный, семиотический.
При аксиологическом (ценностном) подходе культура понимается как совокупность различного рода ценностей, как сложная иерархия идеалов и символов, значимых для данного общества. Его
 лавная проблема – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.
При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: как внебиологический  знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод (знаково
закрепленную совокупность  деятельностных схем), обеспечивающий социальное наследие. В этом случае подчеркивается, что, поскольку культура является общественным образованием, постольку для ее понимания важно рассмотрение знаковых систем. Кроме того, символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым культура имеет символически коммуникационную природу.
Гуманитарный подход. Главное внимание в нем направлено на совершенствование человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В культуру включаются все виды человеческого творчества, все богатство его свойств и потребностей. Это – как мера человеческого в человеке.
В социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы.
Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.
В  деятельностном подходе культура выступает специфическим способом человеческойжизнедеятельности. В этом смысле культура понимается как система надбиологических механизмов, выработанных человеком для реализации его активности. За счет этих механизмов люди регулируют, сохраняют, воспроизводят и развивают свое активное взаимодействие с миром. Способ производства материальных благ, социальные отношения, способы познания и т.д. – это все есть проявление человеческой культуры. Все в человеке и обществе начинается с культуры и все в конечном счете сводится к культуре. Культура – интегративный, целостный показатель общественного развития и развития отдельной личности. Таким образом, вся деятельность человека пронизана культурой как определенным качественным мерилом этой деятельности, отличающим человека от животного мира. Ткань культуры составлена из разного рода регулятивов деятельности. Культура – социальная подсистема, обеспечивающая воспроизводство, трансляцию, развитие регулятивов человеческой деятельности.


26.01.2014; 22:14
хиты: 78
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь