пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

49) Биологическая природа человека как философская проблема. Трактовки в исследовании природы человека. Биологизаторские концепции.

Человек как субъект.

Философское знание всегда связано не с конкретными событиями, не с эмпирией бытия, а с его обобщением, с идеей, с бытием сущего. Следовательно, человек в философии предстает не как конкретный субъект (в познании как объект), а как абстрактная идея человека в его общих и существенных качествах. Философия представляет человека только в его всесторонних взаимоотношениях с миром природы
и общества. Связи осуществляются по различным направлениям: труд, материальное производство, политика, искусство и т.д. Через деятельность он входит в мир, наделяет его своей субъективностью, одушевляет и одухотворяет. В диалоге с миром окружение также влияет на человека, формируя и обусловливая его содержание и сущность. Философское понимание (в отличие от научного) устраняет резкую грань между миром и человеком, создавая картину мира в человеке и человека в мире, мир
мыслится как открытый. Иначе говоря, с изменением мира меняется и человек, и наоборот. Человек – незавершенное творение, всегда находящееся в развитии, но ограниченное во времени и пространстве.
Извечное и постоянное стремление человека к завершенному совершенству через отражение и изменение мира делает его творческим существом. В этом его деятельностная сущность. Понятие «человек» означает несколько аспектов:
• Человек – это специфически человеческий способ бытия, отличный от животного способа жизнедеятельности;
• Человек – это реальный индивид, существующий в определенной культуре и цивилизации;
• Человек – это некий идеальный образец, эталон человеческого существования и развития.
Прикладывание этого эталона к реальным фактам жизни людей позволяет оценивать их как человеческие или не человеческие;
• Человек – это абстрактный субъект, персонификация абстрактной схемы человеческой деятельности. Человек как человек, человек как таковой – эти выражения означают, что человек берется в абстракции от реальных социокультурных условий. Многообразие смыслов понятия «человек» вытекает из самой его многогранности и значимости в культуре. Человек – это и биологическое, и духовное, и социальное существо. Как родовое понятие человек – это биосоциальное существо, сущность которого заключается в его деятельностном отношении к миру, что подчеркивает его надбиологический характер. Деятельностное отношение к миру всегда протекает через взаимообусловленность основных сторон человека. В цепочке мотиваций деятельности в качестве исходного импульса выступает потребность, а труд – как способ создания средств удовлетворения потребностей и как предпосылка
возникновения новых потребностей. Потребности можно подразделить на три основные группы: витальные (биологические), социальные и духовные. Причем витальные потребности у человека в отличие от животных приобретают социальную окраску, «очеловечиваются».
Потребность находит свое выражение в интересе. Интерес – это социальный феномен, он присущ только человеку. Содержание интереса определяется: 1) характером и направленностью потребностей; 2) тем, в какой степени социальные условия жизни обеспечивают или не обеспечивают удовлетворение потребностей. Под воздействием интереса человек относится к действительности как субъект, так как действительность влияет на возможности удовлетворения его потребностей и вынуждает к определенному характеру и виду деятельности. Поэтому отражение действительности в сознании людей осуществляется не зеркально, а через призму его интересов как осознание своего
к ним отношения. Осознание людьми отношения к социокультурным условиям через призму интересов выражается в  целях, которые становятся идеальными побудительными импульсами активной деятельности
человека. Таким образом целеполагание и реализация целей приобретает относительную самостоятельность. Отсюда следует, что деятельностное отношение человека к миру протекает как целеполагание, воспроизводство новых целей является особой социальной потребностью. Человек – часть природы, существо биологическое, как высший вид млекопитающих – Homo
sapiens. В этом смысле он обладает определенной совокупностью видовых признаков, которые могутпретерпевать изменения, но, естественно, в определенных пределах (например продолжительность
жизни). Биологически определена и продолжительность возрастного периода (детство, зрелый возраст и т.д.). Генетически передается принадлежность к различным расам, склонность к какому-
либо виду деятельности. Таким образом, к биологическим основам человека относятся особенности его организма,
происходящие в нем физиологические процессы, механизм наследования свойств, импульсы, склонности и витальные потребности: чувство голода, жажды и т.п. Проблема «природности» человека не нова. Аристотель писал, что человек есть говорящее животное; Ницше замечал: человек – это животное которое обещает; Сократ: человек – существо, которое постоянно ищет себя; Франклин: человек – это животное, производящее орудия труда. Во всех этих определениях человек подводится под родовое понятие животного. Но логическая ошибка подобных определений в том, что человек – не животное, хотя и природное, биологическое существо. Он нечто другое. Человек преодолевает природную видовую ограниченность, рядоположенность объектов природы и становится субъектом. Свойство субъективности дает ему осознание себя и всей природы, осознание своего места в ней, постановку перед собой вопроса о своем предназначении на Земле. Субъективность выводит человека из природы, он перестает быть ее видом наряду с другими природными биологическими видами. Несомненно, биологическое остается самоочевидным базисом жизнедеятельности человека, но над этим базисом вырастает целый ряд социальных и духовных потребностей: человек утверждает свое физическое существование для того, чтобы удовлетворять свои высшие потребности,
выраженные в его целях и ценностях. Следовательно, «человек» как самое общее родовое понятие включает в себя единство не только биологического, но духовного и социального. Отдельный человек – единица человеческого рода, обозначается количественной характеристикой «индивид».


26.01.2014; 22:14
хиты: 83
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь