пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

33Теоретико - познавательная проблематика неопозитивизма, постпозитивизма.

Неопозитивизм, логический эмпиризм, явился третьим этапом позитивизма (ср. XIX в.). Его представители: Б. Рассел, Р. Карнап, П. Витгенштейн. Неопозитивизм, продолжая
эмпирическую традицию старого позитивизма, несколько изменил эту программу. Он разделил предложения науки на аналитические и синтетические. Первые – простые правила употребления языка и не описывают ничего из опыта. Вторые говорят об опыте, но должны сводиться к чувственному данному. Все же остальное знание, которое претендует на описание внешнего мира, но не может сводиться к элементам чувственного опыта, объявлялось неопозитивистами бессмысленным. Поэтому их главная задача состояла в объяснении природы тех и других предложений. Решение задачи осложнялось тем, что реально наука содержала и те, и другие компоненты: в логико-математическом знании были не только формулы, но и содержательные термины, описание действительности проходило на разных уровнях абстрактности.
В отношении аналитических, т.е. логико-математических, предложений неопозитивизм выдвинул следующую схему объяснения: законы логики не описывают действительность, а вырабатываются людьми путем соглашения и предписывают, как пользоваться в языке логическими связками (подобно игре в шахматы). Эти конвенции (соглашения) должны фиксироваться в языке чистой логики – формул, не допускающих содержательных терминов, описывающих действительность. Данный принцип обозначается как принцип фиксации конвенций в языке чистой логики. Завершающее действие этой процедуры – принцип сведения к логике всех аналитических предложений, иначе говоря, сведение всей математики к логике.
Подобным же образом строилась концепция синтетического, т.е. знания, описывающего
действительность. Но действительность, по мнению авторов, – не внешний мир, а содержание наших органов чувств (позиции субъективизма), поэтому вопрос о природе этого знания сводился лишь определению порядка, последовательности опоры на чувственные данные положений фундаментальных наук. Исходным базисом ситетического знания считались чистые эмпирические констанции – предложения, описывающие непосредственно чувственный опыт без примеси теории,
разума. Называлось это принципом «чистой эмпирической констанции». Далее эмпирические констанции должны переводиться на язык физики (принцип физикализма). Следующий шаг – все предложения теоретического языка должны были сводиться к исходному базисному уровню (принцип редукционизма).

Суть всегда оставалась прежней: знание, которое претендует на описание внешнего мира, но не сводимо к элементам чувственного опыта, – бессмысленно (за исключением правил употребления языка).
Ограниченность неопозитивизма состояла в том, что математику свести к логике принципиально невозможно, не существует «чистых чувственных констанций», чувства и разум неразрывны, тем более, нет полного сведения теоретических предложений к чувственному данному, потому что проверку проходит вся теория в целом, а не отдельные ее предложения.
Идеи, отдельные принципы неопозитивизма сохранились в постпозитивизме, хотя общее у них – лишь интерес к науке и научному познанию, стремление научными методами решать философские проблемы и ряд других. Постпозитивизм занимается широким кругом проблем: вопросами о возможностях логико-методологических средств в анализе развития научного знания, о месте социопсихологических и социальных факторов в теоретической модели этого процесса и т.д.
Общие черты постпозитивизма:
1. Отход от ориентации на символическую логику и обращение к истории науки. Для них главное – соответствие их конструкций реальному научному знанию и его истории.
2. В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики методологических иследований: постпозитивизм главной проблемой делает понимание развития научного знания. Его представителей интересуют прежде всего вопросы такого рода: как возникает научная теория? Как она добивается признания? Каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных теорий? Возможна ли коммуникация между сторонниками альтернативных теорий? Соответственно выдвигаются различные решения. Например, структура парадигмы у Куна, научно-исследовательскаяпрограмма у Лакатоса.
3. Отказ от жестских разграничительных линий, установлению которых позитивизм уделял большое внимание. Смягчается дихотомия эмпирического – теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий. Вместо этого постпозитивизм говорит о взаимопроникновении эмпирического и теоретического.
4. В отличие от логического позитивизма постпозитивизм отказывается от жестских границ между наукой и философией. Он признает осмысленность философских положений и их неустранимость из научного знания. Так, Фейерабенд вообще отказывается видеть какое-либо различие между наукой, мифом и философией.
5. Стремление опереться на историю науки привело постпозитивизм к усилению внимания к развитию знания, к истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. Как правило, они выступают против кумулятивизма в понимании развития знания (простого накопления знания), считают, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части теорий.
В вопросе о соотношении внутреннего и внешнего в развитии науки в постпозитивистской философии науки выделились два основных подхода в решении этих вопросов.
Когнитивисты в своих рассуждениях опираются на специальный фильтр логико-методологических критериев, стандартов реальности. Этот фильтр позволяет контролировать действие социальных факторов, лишает их самостоятельности в детерминации научного знания. Так, К. Поппер говорил о фальсифицируемости теорий как о сверхкритерии, который контролирует изменение методологических норм.
Социологисты не признают подобного критерия-фильтра. Т. Кун, например, не отрицал существование критериев сравнения теорий (точности, непротиворечивости, относительной простоты, плодотворности), но содержание этих критериев целиком определяется существующей парадигмой – определенно заданной системой мышления, образцом мышления. Истолкование этих принципов и их применение оказываются зависимыми от системы ценностных представлений отдельного ученого или сообщества ученых.


18.02.2014; 16:57
хиты: 103
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь