пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

32Вклад марксистской философии в развитие теории познания. Особенности русской религиозной философии в толковании процесса познания.

Диалектика марксизма носила материалистический характер, а учение получило название диалектический материализм. Сама диалектика наполнилась новым содержанием. Она стала пониматься как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления.
Маркс расширил сферу материального. Он внес в нее кроме материальных объектов материальную деятельность человека (практику), а также материальные отношения, прежде всего производственные. Понятие практики как активной, преобразующей мир деятельности человека было внесено именно марксизмом. В предшествующем же материализме отношение субъекта и объекта рассматривались таким образом, что субъекту отводилась роль созерцателя созданных природой объектов.
В этой связи Маркс проводил мысль о том, что нельзя изменить мир посредством сознания, идей, поскольку реальные интересы людей порождаются их бытием, в процессе их реальной жизни. Маркс ввел в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой раньше философы не интересовались. Практическая деятельность, т.е. переработка природных предметов для нужных человеку материальных благ, а также интеллектуальная практика, духовная деятельность, практическая борьба за улучшение жизни человека являются важными видами деятельности, от которых зависят все остальные.
С точки зрения Маркса и Энгельса, философия не «наука наук», она не должна стоять над прочими науками. Философия имеет свой предмет познания и по отношению к конкретным наукам выполняет лишь определенные функции, главные из них – мировоззренческая и методологическая.
В ином ключе марксизм давал и понимание человека. Маркс говорил, что человек конкретен, так как его жизнедеятельность протекает всегда в конкретно-исторических условиях. При этом человек понимался прежде всего как существо социальное, поскольку его формирование обусловлено включенностью в общественные отношения.
По Марксу, человек – это «ансамбль обшественных отношений». Выделяя деятельностную сущность человека, марксизм особую роль отводил взаимоотношению человека с природой как основе других взаимоотношений в обществе.
Анализируя процесс познания как процесс отражения действительности, учение исходило из первичности материального и его определяющей роли в содержании знания. Но в отличие от предшествующего материализма марксизм подчеркивал, что к процессу познания следует подходить диалектически, рассматривая его в развитии. Исследование объективной реальности явлений природы должно сочетаться с раскрытием их противоречивости, изменчивости, взаимной связи и взаимообусловленности. В работах Маркса и Энгельса подчеркивалась неограниченность познания и в то же время его социокультурная ограниченность, поскольку каждый этап познания зависим от исторических условий. Поэтому существование «вечных истин» глубоко сомнительно. Познавая конечное, преходящее, мы вместе с тем познаем бесконечное, вечное. Истина возможна лишь в определенных познавательных и исторических рамках.
С введением Марксом понятия практики во многом поменялось представление о познании. В деятельностной концепции Маркса делался акцент на том, что познание – это прежде всего коллективная, общественная деятельность, а не индивидуальная. Познавая, человек опирается на те знания, способы и методы, которые ему дала та или иная культура и уровень развития общества. Кроме того, познавательная деятельность не изолирована от материальной деятельности, они принадлежат единой системе деятельности и взаимовлияют друг на друга. Поэтому факторы материального порядка обусловливают и субъект, и объект познания, методологию познания и выступают критерием истины. С другой стороны, познавательная деятельность также оказывает
влияние на материальную, развивая ее и одновременно стимулируя собственное развитие.

Владимир Соловьев (1853–1900 гг.) – выдающийся представитель русской религиозной философии, признанный авторитет для представителей школы «всеединства». В теории познания Соловьев развивал идею «цельного знания». Он считал, что сущность истины не постигается ни в опыте, ни в разуме, она не дается ни в ощущении, ни в логическом мышлении.
Опыт и ощущения раскрывают перед нами лишь относительную реальность мира. Разум и логическое мышление свидетельствуют только об относительной разумности происходящего. И опыт, который показывает нам, что бывает, и разум, определяющий, что должно быть, относятся к области условного бытия, за которым, как определяющая его причина, находится безусловное начало всего сущего. Безусловное, абсолютное, сверхсущее или, что то же самое для Соловьева, бог, составляют предмет истинного знания. Здесь приложимо только мистическое или религиозное восприятие, от которого
наше логическое мышление получает разумность, а опыт – реальность. Однако хотя предмет познания и не может быть определен ни как факт, ни как природа вещей, ни как материя, ни как мир явлений, но все эти стороны, по мнению Соловьева, входят в состав истины как ее материальные и формальные признаки. Существо истины – это «всеединство», постигаемое в «цельном знании», в основе которого лежит всесторонний синтез религии, философии и науки, или иначе, – веры, мысли и опыта.


18.02.2014; 16:03
хиты: 90
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь