Эпикуреизм.
цель создание этики-учение о поведении чел,приводящее к счастью.
Отстаивал и развивал материалетический сенсуанолизм .Все ,что мы ощущаем истинно .Ощущения никогда на не обманывают.
Продолжил учение атомического материализма демокрита .Единственная объективная реальность движущиеся материальные атомы и пустоты . Атомы различаются и по весу , а не только по величине .В пустоте движутся с одинаковой скоростью независимо от веса , столкновение атомов результат их движения по кривой .Причина отклонения случайность или свободная воля атомов.
Чел душа состоит из атомов но круглых и очень подвижных .Разрушается вместе с телом человека
Стоицизм. Стоики главной задачей философии считали создание этики.Мир есть единство тело -живое и расчленненое ,пронизанное одушевляющем его телесным дыханием.Единственный телесный мир наделяется божественными свойствами , отождествляется с богом. Учение о строжайшей необходимости, по которой все в мире происходит, сочетается с учением о совершенстве и целесообразности мира, в котором все части, тела и существа зависят от целого, определяются целым и его совершенством Для стоиков же свобода невозможна. Действия людей отличаются не по тому, свободно или несвободно они совершаются, а лишь по тому, добровольно или по принуждению исполняется неотвратимая во всех случаях необходимость.
Неоплатонизм.
Главное в неоплатонизме – это учение о потусторонности, сверхразумности,
сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу.
Онтология. Система Плотина – учение о движении вниз, от первоединого неизреченного
божественного бытия через низшие опосредствующие звенья (ума, мировой души, душ отдельных
людей) до небытия, или материи, а также обратного движения человеческой души.
Душа поднимается к богу и достигает соединения с ним в экстазе после долгих упражнений.
Первый мир – чувственный телесный. Тело человека является частью этого мира.
Второй мир – мировой разум. Он – источник красоты, так как красота есть гармония и форма
Третий мир – мировая душа. В природе есть неодушевленное и одушевленное. По мнению Плотина, материальное не может породить душевное, поэтому начало не природа, а мировая душа.
Четвертый мир – единое, бог. Единое – вечное начало всего существующего, но оно неуловимо, поскольку безгранично. Это – сверхбытие. Единое порождает все. Душа является источником движения. Логосы порождают вещи в чувственном мире, которые и есть отражение идей. Получается, что чувственный мир есть порождение души. в неоплатонизме два мира: идеальный – в боге и материальный – в мире и пространстве, возникший, благодаря воплощению идеи в материю.