Возникновение философии Древней Индии относится к средине I тысячелетия до н.э., когда стали складываться государства. Особенность социального устройства заключалась в кастовом расслоении: жрецы, военная аристократия, земледельцы и ремесленники, низшая каста – шудры. Между ними существовала строгая иерархия, которая освящалась религией. Родовитые жреческие семьи оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний.
Философия джайнизма: Этническое учение ,указывающее пусть освобождение души от ее подчинения страстям .Цель святость при помощи которой достигается освобождение. Источник мудрости особые святые ,достигшие силы и счастья на основе совершенного знания.
Опираясь на учение о бытии ,аджива -неживое, джива-живое, вечна и непреходяща ,переходит из одного тела в другое.Сущ человек двояка .Джива и аджива ,Связывает карма. Кармы добрые и злые.Злыенегативно влияют на главное свойство души. Добрые удерживают душу в круговороте перерождения. Мокша полное и окончательное разделение дживы и адживы.
Буддизм- Любая жизнь-страдание,В сансаре не может быть счастливой жизне.Единственное средство выйти из сансары .Центром учения является 4 благородных истины
1)Жизнь есть страдание ,невозможность достич желаемого все ведет к страданию
2)Причина страдания жажда
3)Устранения причины страдания, заключается в устранении жажды.
4)Путь ведущий к устранению страдания : Благой восьмеричный путь :Правильное суждение,решение,речь,жизнь,внимание,стремление,сосредоточение.
Древнекитайская философия.
имела много общего с древнеиндийской:своими корнями уходит в мифологию и религи. Религиозная традиция не получила столь интенсивного развития, как это было в Древней Индии, поскольку была иная культура, где религиозность не занимала существеного места. религиозные действия производилисьглавами семейств, чиновниками, царями – ваннами. Поэтому философия оказалась под влиянием мифологии и обыденного знания.
Конфуцианство и даосизм: Характерно представление мира как первобытном хаосе и двух космических силах небесное янь, земной инь . Легкие частицы образуют небо янь , тяжелые землю инь. Всем правит дао безличный мировой закон космический и нравственный закон .Древнекитайская нравственность связана с такими предствавлениями , ли почтительность, сяо почитание родителей,ди-почитание старшего брата.
Даосы говорили о двух дао: о безымянном обладающем именем отождествляющимся с небытием. Второе дао, имеющее имя, – с бытием, порождаемым первым дао.
Бытие – дао, имеющее имя , физический аналогом которого являются небо и земля. Второе дао на уровне вещей сопровождается «дэ», которое поддерживает их существование. Второе дао состоит из мельчайших частичек «ци», содержит в себе образы – вещи.
Этический идеал даосов – шэнжень – «совершенно мудрый» человек «высшего дэ» и дао.. Он противопоставлялся конфуцианскому идеалу – «благородному мужу»с «низшим дэ» как «шэнжэнь» –Они отвергали ценности конфуцианцев: человеколюбие, справедливость, мудрствование, сыновнюю почтительность, отцовскую любовь – как то, что возникло как компенсация в тот период, когда общество утратило первоначальное совершенство и отошло от дао. «Благородный муж», совершая добрые дела, надеется на воздаяние. Его действия нарочиты и суетливы. Он – носитель знания дао в конечной форме (знания вещей). Напротив, «человек с высшим дэ» не стремится делать добрые дела, потому что он добродетелен. Он подобен дао, не имеющему имени.