пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

4)ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Античная цивилизация (если исчислять ее от архаической Эллады, IX-VIII вв. до н.э., до позднего Рима, IV-V вв. н.э.), многим обязанная еще более древним крито-микенской и ближневосточным культурам, не перестала существовать с разгромом Рима варварами и перемещением общественно-политических центров средневековой Европы отчасти на восток (Константинополь как центр Византийской империи), отчасти на запад - в столицы новых, «варварских» государств.

Общей чертой раннего этапа античной культуры является космоцентризм. Это означает, что центром античного мировоззрения выступает космос. Этим понятием греки обозначали бытие упорядоченное, организованное, оформленное в противовес хаосу - как состоянию неупорядоченному и дезорганизованному. В силу своей оформленности космос конечен, а значит - эстетически прекрасен. Бесконечное в определенном смысле соответствующее хаосу, греки не любили и ставили ниже космоса. Окончательный разрыв с мифологическим мировоззрением впервые происходит у философов милетской школы.

Древним грекам был присущ взгляд на мир, совмещавший убеждение в цельности и единстве космоса (ионийская школа, Гераклит, Платон, Аристотель) с представлением о мельчайших, неделимых частичках-атомах, из которых этот космос состоит (Демокрит, Эпикур). Римская философия расширила взгляды греков, развив учение Сократа и стоиков о нравственном совершенствовании личности и ее свободном выборе и в то же время оставив последующим векам законченную атомистическую теорию строения вселенной (Лукреций).

В античную эпоху сформировались в общих чертах все основные разделы теоретической философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика. Влияние философских идей, учений и систем античных мыслителей могло быть непосредственным, т.е. воспринятым другой эпохой в своем первоначальном виде (аристотелизм Аверроэса), и опосредованным, т.е. прошедшим воздействия иных традиций (номинализм и реализм в средние века), могло иметь глобальный (обращение к античному наследию, в эпоху зрелого Средневековья, Возрождения, романтизма) и частный (обращение к античным философам Гассенди, Беркли, Хайдеггера и др.) характер. С наступлением средних веков рациональная и мистическая традиции античной философии, преломившись в христианском вероучении, образуют единую европейскую научно-философскую и мировоззренческую традицию.

Специфика усвоения античной философской традиции определяется тем, что на первых порах неоплатонизм, синтезировавший основные доктрины, оказывал основное влияние на средневековую христианскую философию, затем преобладающим учением стал христианский аристотелизм и, наконец, обе традиции: платоновская и аристотелевская, в той или иной степени очищенные от языческого и христианского неоплатонизма, становятся важнейшими среди гуманистов Ренессанса. Таким образом, ранние традиции античной философии (натурфилософская и орфико-пифагорейская) практически не оказали прямого воздействия на философию Возрождения и средних веков, влияние же эллинистических учений (стоицизм, скептицизм, эпикуреизм) было фрагментарным и носило во многом частный характер.

Неоплатонизм оказал мощное воздействие на развитие средневековой философии и теологии. В восточной патристике Евсевий Кесарийский привлекал Плотина для решения догматических вопросов. Усвоение и переработка неоплатонизма определяют характер богословия Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Под влиянием Прокла возник замечательный памятник христианского неоплатонизма V в., оказавший неизмеримое влияние на всю средневековую культуру Византии, Латинского Запада, Руси, Кавказа, - «Ареопагитики», выразивший синтез аттической философской культуры с христианским мировоззрением. В целом неоплатонический с усилением элементов аристотелизма характер носит богословие Иоанна Дамаскина (ок. 675-749), создателя схоластического метода дискурсивного богословствования, который впоследствии был принят на Западе. В западной патристике традиции христианского неоплатонизма складывались под влиянием Августина и Боэтия (480-525). Даже теологическая традиция полного неприятия античной философии (Тертуллиан) восходит к кинико-стоической этике. В IX в. Джон Скотт Эриугена, давший очерк неоплатонической системы в трактате «Разделение природы», закладывает основы средневековой схоластики - искусства придания рациональной формы истинам Откровения. Идеи Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита преломляются в немецкой мистике XIII-XIV вв. (Майстер Экхарт и др.), неоплатонизм усваивается и развивается Николаем Кузанским - учение о единстве человека с первоосновой мира и апофатическая теология.

Философская жизнь XV - XVI вв. сосредоточена вокруг оппозиции Платон - Аристотель, имевшей глубокие корни в западной схоластике (номинализм и реализм XI - XIII вв.). Популярности языческого неоплатонизма в среде гуманистов способствует основанная в 1459 г. Козимо Медичи Платоновская академия во Флоренции. Оплотом аверроистического аристотелизма остаются в XV - XVI вв. Болонья и Падуя (Падуанская школа).

Сильным влиянием аристотелизма и эпикурейства проникнуто учение Лоренцо Баллы (1407-1457); антиаристотелевской была позиция Лютера, связанная с возвращением к неоплатоническому августинизму, однако уже Ф. Меланхтон вводит аристотелевскую метафизику в протестантскую теологию. Неоплатонической является идея И. Рейхлина о тождестве идеи и чувственного познания, наконец, скептицизм Эразма Роттердамского также восходит к античным образцам.

Менее очевидным было античное философское влияние в Новое время, что объясняется наличием уже сложившейся европейской философской традиции, вполне независимой от церковной догматики, в рамках которой и происходила преемственность. Для античности и средневековья характерен единый тип ментальности, основанный на единстве позднеантичной и средневековой рациональности, но наполненный различным духовным содержанием.

Таким образом, античная культура оказала сильное влияние на культуру европейских стран. Поэтому не приходится говорить о жестких временных рамках этой культуры, ставшей основой для многих культур.


21.01.2014; 11:47
хиты: 102
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь